Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Иван Топорышкин пошел на охоту» Д. Хармс

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван как бревно перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

1928 г.

Анализ стиха Д. Хармса «Иван Топорышкин пошел на охоту»

Стихотворение написано Д. Хармсом в 1928 году – в благословенное время революционных экспериментов в искусстве, открывавшее широкие возможности для самовыражения такому человеку, как Даниил Иванович. В его лирике поиск новых художественных форм изображения действительности превратился в творческий экстремизм.

Именно Хармс как самый яркий представитель обэриутов стал основоположником абсурдизма (смысловой аномалии, зауми) в детской литературе. Творческая манера Даниила Ивановича позволяла ему гармонично вписывать нелепые идеи в канву произведений для детей, делая стихотворения забавными и оригинальными одновременно.

В стихотворении «Иван Топорышкин пошел на охоту» средством выразительности, изысканной словесной игрой становится именно бессмыслица. Одинаковые зачины строф, на которых создаются эффекты несоответствия, описывают неизменное стремление лирического героя, которому фатально не везет, поохотиться, и непреодолимое желание пуделя его сопровождать. В разных строфах поэт, жонглируя предметами и понятиями, поочередно предлагает маленькому читателю несколько вариантов развития ситуации – один невероятнее другого. Причем хоть какой-то смысл имеет только первая строфа, в которой говорится о неловком охотнике и невезучем пуделе. Дальше читателя ждет непроходимая смысловая чаща.

В произведении о деформированной реальности «царствуют» сравнения – «как бревно провалился», «утонул, как топор», «пошел, как топор», «повалился бревном», «перепрыгнул как бревно». В качестве основных объектов сопоставления выбраны топор и бревно – самые что ни на есть далекие от поэзии и искусства вообще, приземленные предметы, названия которых позволяют зарифмовать строки. И даже фамилия героя стихотворения отсылает читателя к этому примитивному орудию труда. Антураж происходящего тоже неизменен – это забор, болото и река. Он становится ловушкой, из которой герой выбраться не в состоянии.

Стихотворение несет на себе черты народных нескладушек, национальной смеховой культуры. Поэт свободно переставляет элементы стиха, как части головоломки. В итоге героя ждет бесславный конец, а читателя – веселое недоумение. Автор завуалировано констатирует собственное смысловое, логическое, бытийное, а значит, и языковое бессилие, неспособность обнаружить в окружающем мире организующее начало.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах