Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Поэты обэриуты

ОБЭРИУ́ – сообщество поэтов, писателей и деятелей искусства, существовавшее в Ленинграде в конце 20-х-начале 30-х годов. Название расшифровывается как Объединение реального искусства. Буква «У» к аббревиатуре была добавлена из озорства. На вопрос: «Почему вы называетесь ОБЭРИУ?» участники объединения лукаво отвечали: «Потому что заканчивается на «У»!»

История создания

Ещё до появления в литературе ОБЭРИУ существовало негласное сообщество, у истоков которого стояли А. Введенский, Я. Друскин и Л. Липавский. Позднее к ним присоединились Д. Хармс и Н. Олейников. Иногда участники кружка называли себя «чинарями». Слово «чинарь» (от слова «чин») придумал А. Введенский, и с 1925 г. по 1927 г. он подписывался под своими стихами не иначе как «чинарь-авторитет бессмыслицы». Д. Хармс именовался «чинарем-взиральником».

Веселые и молодые чинари обсуждали вопросы науки, искусства, литературы и богословия, экспериментировали с рифмой и ритмом, отрицали официоз и литературную приглаженность, а присущий им нигилизм носил юмористический характер.

К 1926 г. сформировалось ядро будущего объединения. В него вошли А. Введенский, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, И. Бехтерев. Вначале группа носила название «Левый фланг», потом была переименована в «Академию левых классиков», и наконец – ОБЭРИУ.

Официальной датой образования сообщества считается 24 января 1928 г. В этот день в Ленинградском Доме печати состоялся творческий вечер «Три левых часа», который состоял из трех частей:

  • час первый – со своими произведениями перед публикой выступали поэты А. Введенский, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, К. Вагинов, И. Бахтерев;
  • час второй – зрителям был показан спектакль по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам»;
  • час третий – демонстрация монтажного фильма «Мясорубка».

Травля обэриутов началась уже во время проведения вечера. По свидетельству И. Бахтерева во время спектакля за кулисы ворвался театральный критик Моисей Падво и, угрожая звонком в НКВД, потребовал остановить представление. Его слушать никто не стал, он выполнил угрозу, но по его звонку никто не приехал.

На следующий день в «Красной газете» вышла разгромная статья, посвященная вечеру. Автор, Лидия Лесная, описывала мероприятие крайне негативно, а пьесу «Елизавета Бам» она охарактеризовала как откровенный до цинизма сумбур.

Философия и взгляды

Обэриуты были своего рода литературными бунтарями. Они отрицали традиционные формы искусства и считали, что традиционные методы изображения действительности безнадежно устарели. В своем манифесте они заявляли:

«Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, – честные работники своего искусства. Мы – поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы – творцы не толь­ко нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее пред­метов. Наша воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон. И мир, заму­соренный языками множества глупцов, запутанный в тину «переживаний» и «эмоций», – ныне возрождается во всей чистоте своих конкретных муже­ственных форм. Кто-то и посейчас величает нас «заумниками». Трудно ре­шить, – что это такое – сплошное недоразумение или безысходное непони­мание основ словесного творчества? Нет школы более враждебной нам, чем заумь. Люди реальные и конкретные до мозга костей, мы – первые враги тех, кто холостит слово и превращает его в бессильного и бессмысленного ублюдка. В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии – столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики. Вы как будто начинаете возражать, что это не тот предмет, который вы видите в жиз­ни? Подойдите поближе и потрогайте его пальцами. Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литера­турной позолоты. Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты «не-реальны» и «не-логичны»? А кто сказал, что житейская логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопату своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать…»

Поэты–обэриоты

В группу ОБЭРИУ входили такие авторы как:

Александр ВведенскийАлександр Введенский. Был назван в честь благоверного князя Александра Невского, но сам себя считал себя похожим на Пушкина. В школьные годы особым усердием не отличался: имел тройки по обществознанию, немецкому языку и математике. В самодеятельности играл Хлестакова. Любил жить в гостиницах и слыл заядлым картежником. В 1941 году был арестован и умер от плеврита на этапе в Казань.

Даниил ХармсДаниил Хармс (наст. фамилия Ювачёв). Онователь ОБЭРИУ. Среди обэриутов был «самым высоким, долговязым, с весьма серьезным лицом». В 1928 г. разгуливал по Невскому проспекту в пилотке с «ослиными ушами» и «с тросточкой, увенчанной старинным клаксоном», пугая прохожих. Любил сочинять и рассказывать абсурдистские история о своем рождении. Был репрессирован, скончался в тюремной больнице в феврале 1942 г.

Николай ЗаболоцкийНиколай Заболоцкий. На собраниях обэриутов играл в триктрак и напевал при этом песенку: «Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант». Вел переписку с К. Циолковским. Нарисовал рисунок, изображающий бегущего слона, повесил его дома и назвал «Чаяние». В 1938 г. был арестован и осужден по обвинению в антисоветской пропаганде. Провел 8 лет в сталинских лагерях. По возвращении продолжил заниматься творчеством. Скончался в 1958 г. от инфаркта.

Игорь БахтеревИгорь Бахтерев. Придумал название ОБЭРИУ. Один из организаторов театра «Радикс». Участвовал в подготовке творческого вечера «Три левых часа». Оставался верен идеям ОБЭРИУ даже после распада объединения. Умер в 1996 г.

Юрий ВладимировЮрий Владимиров. Происходил из рода Брюлловых. Самый молодой из обэриутов, которого С. Маршак назва́л однажды «вдохновенным мальчишкой». Хармс же в своих записках часто величал его «дубиной». Имел свою яхту в Ленинградском яхт-клубе, ходил с товарищами под парусом. Умер в 1931 г. от туберкулеза.

Дойвбер ЛевинДойвбер Левин. Получил от друзей прозвище «Боба». В детстве говорил только на идише. В произведениях для детей писал о горестях и ужасах Гражданской войны. Ему принадлежит фраза: «Кончено! В мире погасли все фонари». Погиб в бою осенью 1941 г.

Николай ОлейниковНиколай Олейников. Среди обэриутов звался «оглашенным». Зимой носил боксерские ботинки. По поводу установленного дома телефона сокрушался: «Телефон стоит уже три дня, и до сих пор я не заметил, чтобы он приносил счастье». Однажды выиграл у Введенского в карты и в качестве выигрыша изрезал пиджак соперника на ленты. Расстрелян в 1937 г.

Константин ВагиновКонстантин Вагинов. Страстный коллекционер. Собирал папиросные коробки, старинные монеты, конфетные обертки, этикетки от продуктов. Дал своим героям фамилии Тептелкин, Свистонов и Психачев. Несмотря на упоминание в манифесте ОБЭРИУ участвовал только в знаменитом вечере «Три левых часа». Умер в 1934 г. от туберкулеза.

К обэриутам были близки философы Я. Друскин и Л. Липавский, художники К. Малевич, П. Мансуров, В. Стерлигов, писатель Е. Шварц, поэт Н. Олейников, филолог Н. Харджиев, художницы А. Порет и Т. Глебова.

Распад

Постоянные нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься и выступать привели к тому, что некоторые из участников объединения (Хармс, Введенский, Владимиров) переместились в сферу детской литературы. По приглашению С. Маршака они сотрудничали с журналами «Чиж» и «Еж».

1 апреля 1930 г. состоялось последнее публичное выступление обэриутов, откликом на которое стала статья Л. Нильвича (Никольского), опубликованная в газете «Смена». Автор клеймил молодых поэтов, называя их творчество «заумным жонглерством» и «поэзией классового врага».

1931 год стал последним годом существования ОБЭРИУ, когда Введенского, Хармса и Бахтерева арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и сослали. Во время войны и блокады Ленинграда многие архивы были утрачены. Интерес к поэзии обэриутов возродился после 1956 г. Начиная со второй половины 80-х годов, их произведения широко издавались в Советском Союзе и продолжают печататься в России.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах