Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Михаил Лермонтов

«Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный…)» М. Лермонтов

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, –
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Но долго, долго он хранит
Первоначальны впечатленья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Стихотворение «Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный…)» датируется 1828 годом. Предположительно, оно стало результатом поэтических упражнений, которыми юный Михаил Юрьевич Лермонтов занимался в литературном кружке при Московском университетском благородном пансионе. Такой вывод делают исследователи творчества поэта на основе этого и других сохранившихся стихотворений воспитанников кружка.

Важно указать, что на момент создания произведения Михаилу Юрьевичу было всего 14 лет. Однако уже в столь молодом возрасте его поэтический гений мог соперничать по силе не только с талантами современников, но и представителей предшествующего поколения. Но, как читатель может почувствовать из строк «Поэта», Лермонтов предпочитал не соревноваться, а учиться у великих стихотворцев прошлого.

В частности, мы можем проследить в этом произведении влияние поэзии Гавриила Романовича Державина на художественный стиль и слог юного Лермонтова. Уже в первой строфе стихотворения «Поэт» это проявляется в использовании витиеватых эпитетов, в состав которых входят прилагательные с изменённым ударением (к примеру, «восхищенный», «утомленный»):
Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, –
Своим искусством восхищенный,
Он пред картиною упал!

Аналогично произведениям предшественников, «Поэт» изобилует цветистыми эпитетами: «в райском сне», «живою кистью», «порыв чудесный», «сердечные волненья».

В духе «высокого штиля», популярного в конце XVIII века, Михаил Юрьевич использует в своих литературных упражнениях гордые метафоры. Он называет вдохновение «огонь небесный», поэтический дар – «звук громкой лиры». Нередки в строках устаревшие выражения «грудь младая», «хладеет жар ланит». Подобно Державину поэт сокращает слова, если это необходимо для рифмы: «первоначальны впечатленья»; меняет ударение в слове («призрак бежит»).

Пафос стихотворения поддерживается с помощью эмоциональных восклицаний: «Вас, вас! души его кумиры!»

Восхищение и трепет усиливаются благодаря использованию повторов: «Но долго, долго ум хранит…»

Есть и отличия стихотворения от работ литераторов прошедшей эпохи. Если тот же Державин предпочитал стройные четверостишия, то Михаил Юрьевич не стесняется экспериментировать с формой стихов. «Поэт» состоит из двух строф, причём первая насчитывает 9 строк, а вторая – 11. Рифму можно представить в виде следующей схемы – aabab cddc eefggf hihhi. Размер – традиционный четырёхстопный ямб.

Таким образом, на примере этого стихотворения мы можем наблюдать преемственность поколений творцов и проявление свежей мысли в поэзии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 20 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах