«Рассвет» Ф. Тютчев
Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!..
Тебя зовет и будит он, –
Вставай, мужайся, ополчися,В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный!..
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!
Конец 1849 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Рассвет»
Произведение, датированное концом 1849 г., было расценено современниками как пророчество, предвещавшее события Крымской войны. Позднее исследователи отмечали богатый символический контекст «Рассвета», связывая его с идеей возрождения и укрепления славянского мира.
Аллегорическая картина зарождения нового дня красочна, проникнута оптимистическим настроением. Тишину прорезывает громкий и энергичный крик петуха, для характеристики которого поэт применяет три однородных обстоятельства образа действия, выраженные наречиями. Акустический образ поддерживают живописные детали: бледнеющий месяц уступает место румяной заре, и солнечные лучи придают водам алый оттенок. Топоним, включенный в природную зарисовку, намекает на ее символическое значение. Цель, тревожащая воображение, располагается за проливом, восточнее позиции субъекта речи.
Наступающий светлый день призван пробудить дремлющую Русь. Именно к ней, могущественной позитивной силе, обращены многочисленные призывы, размещенные в трех последних катренах. На Отечество возложена высокая миссия возрождения православного мира, торжественно именуемая «Христовой службой». Звуковым выражением, сигналом к борьбе, является величественный «благовестный» звон священного царьградского колокола. Последний столь силен, что способен охватить восточные земли и пробудить православное воинство.
Характер лексических средств, задействованных автором, определен интонациями призыва. В комплекс глаголов в повелительном наклонении, насчитывающий семь примеров, входит анафора «вставай». Сходные функции выполняют разговорная конструкция «Не пора ли» и напутствующая формула «С богом».
В финальном четверостишии появляется обобщенный символический образ Руси-воина, богатыря-«исполина», к которому настойчиво обращается лирический герой. Примечательно, что могучего ратника защищают «доспехи веры». Персонаж руководствуется возвышенными целями, он готов сражаться за великое будущее православного мира – таково значение метафоры.
Идея избранничества русской нации развивается в «Пророчестве», созданном через четыре месяца после анализируемого текста. Преображающая сила, выражением которой выступает сверхличностный глас свыше, меняет образ российского императора: он становится «всеславянским» повелителем и защитником.