Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Весёлый старичок» Д. Хармс

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Раз, увидя паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль!»

А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята,
Не могу!
Ой, ребята,
Ах, ах!»

1940 г.

Анализ стиха Д. Хармса «Веселый старичок»

Стихотворение написано в 1940 году. Читая его, не перестаешь удивляться тому, как в непростых предвоенных условиях переживший высылку и надзор Хармс писал такие жизнеутверждающие тексты. Это лучшее доказательство самобытного таланта Даниила Ивановича и того факта, что поэт всегда оставался верен себе: умел мастерски отгораживаться от действительности, отрешаться от того, что не имело для него никакого значения.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • слово субъективной оценки со значением уменьшительности, экспрессии ласкательности – «старичок», таким образом автор выражает бережное и несколько фамильярное отношение к своему миниатюрному персонажу, умиление им;
  • лексический повтор – «жил … старичок…, и смеялся старичок» – создает смысловой акцент на лирическом герое;
  • многочисленные междометия – «ой», «ха-ха-ха», «хе-хе-хе», «хи-хи-хи», «ги-ги-ги», «га-га-га» – являются звукоподражательной канвой, на которой гармонично развивается основное действие;
  • ряды однородных членов предложения – «испугался, рассмеялся», «рассердился, повалился» – использованы для динамичного описания быстрых смен настроения и стиля поведения персонажа;
  • обращение «ребята» выделяет адресата речи – это молодежь и дети, непосредственные и тоже готовые рассмеяться в любую минуту;
  • многочисленные восклицательные предложения «Ой, … не могу!», «Ой, … ах!», из которых и состоит речь персонажа, подчеркивают его эмоциональность.

Главный герой произведения – смех. Именно в него, как по волшебству, веселый старичок трансформирует собственные страхи и злость. В рамках произведения перед читателями предстает смешливый, раскованный и абсолютно свободный человек, «чрезвычайно просто» отдающийся своим чувствам, каким, видимо, был и сам эпатажный автор. Это тем более удивительно, что лирический герой стар и мал ростом, то есть по-своему беззащитен, но при этом смел и бесшабашен.

Автор создал героя, который жив и весел не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Он получает удовольствие от ощущения полноты существования. Метафорический смысл названия – целительная способность радоваться жизни в любых обстоятельствах, «вышучивать» проблемы и внутренние переживания. Так забавная небывальщина превращается в ценное, но ненавязчивое назидание.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах