«Меланхолия» А. Белый
М. Я. ШикуПустеет к утру ресторан.
Атласами своими феи
Шушукают. Ревет орган.
Тарелками гремят лакеи –Меж кабинетами. Как тень,
Брожу в дымнотекущей сети.
Уж скоро золотистый день
Ударится об окна эти,Пересечет перстами гарь,
На зеркале блеснет алмазом…
Там: – газовый в окне фонарь
Огнистым дозирает глазом.Над городом встают с земли, –
Над улицами клубы гари.
Вдали – над головой – вдали
Обрывки безответных арий.И жил, и умирал в тоске,
Рыдание не обнаружив.
Там: – отблески на потолке
Гирляндою воздушных кружевПротянутся. И всё на миг
Зажжется желтоватым светом.
Там – в зеркале – стоит двойник;
Там вырезанным силуэтом –Приблизится, кивает мне,
Ломает в безысходной муке
В зеркальной, в ясной глубине
Свои протянутые руки.
1904 г., Москва.
Сборник «Пепел» (1909). Цикл «Город».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Меланхолия»
Стихотворение «Меланхолия» входит в цикл «Город» в сборнике «Пепел». Оно было написано Андреем Белым в Москве в 1904 году и впервые публиковалось в альманахе «Гриф» в 1905 году. Посвящено произведение переводчику Максимилиану Яковлевичу Шику, который служил корреспондентом журнала «Весы», и в чьём обществе поэт иногда проводил вечера во время встреч литераторов.
В своих воспоминаниях Андрей Белый отзывается о М. Я. Шике не самым лестным образом. Во втором томе автобиографии он пишет, что рядом с приехавшим из Германии франтоватым переводчиком он испытывал напряжение и даже уныние: «соскучился с шикарным Шиком из Берлина…»
Видимо, об этом неприятном состоянии тоски и идёт речь в стихотворении «Меланхолия». Автор, не скрываясь, говорит в нём от первого лица. Время действия – раннее утро, место – некогда шумный весёлый ресторан. Но в этот предрассветный час до лирического героя доносятся только звуки, которые издают служащие – лакеи, усталый музыкант. Последние гости покидают зал, оставляя героя в одиночестве бродить по пустеющим коридорам. Поэт использует необычный эпитет: он называет посетительниц в элегантных платьях феями, которые своими «атласами шушукают». Этот глагол вызывает интерес. Благодаря нему создаётся впечатление, что одежды дам – это тоже живые существа, которые тихонько шелестя переговариваются между собой.
Этот приём одушевления неживых предметов и явлений поэт ещё не раз использует в произведении. Например, он говорит о наступающем дне так:
Уж скоро золотистый день
Ударится об окна эти.
Благодаря этим строкам читатель может представить себе, что день – это огромная сказочная птица, которая бьётся в стёкла, чтобы впустить в мрачное помещение ресторана животворный солнечный свет.
Не менее живописен и образ усталого газового фонаря, что «дозирает», то есть бросает последние взгляды на пустые улицы и тёмные окна. Для усиления впечатления автор использует эффектный эпитет «огнистый глаз». Содержащиеся в этом словосочетании резкие свистящие согласные «с» и «з» могут напомнить нам о треске искр, медленно вспыхивающих и угасающих в старом фонаре.
Оживает под пером поэта и отражение в зеркале, в которое всматривается лирический герой. Мы не знаем, как ведёт себя сам протагонист, но его двойник очень эмоционален – он протягивает руки, заламывает их. Стоит заметить, что поэт говорит об «зазеркалье» как о «ясной глубине», в то время как в его настоящем мире мы видим клубы гари, отблески, обрывки звуков, какой-то беспорядок, путаницу. Более того, на протяжении всего стихотворения мы встречаем один и тот же повтор «Там – …», указывающий на стремление лирического героя покинуть этот неуютное место, в котором он бродит, как тень. Возможно, именно там, за прозрачным стеклом поэта ждёт то, чего он ищет в тёмных коридорах опустевшего ресторана.