Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Плещеев

«Отчизна» А. Плещеев

Природа скудная родимой стороны!
Ты дорога душе моей печальной;
Когда-то, в дни моей умчавшейся весны,
Манил меня чужбины берег дальный…

И пылкая мечта, бывало, предо мной
Рисует всё блестящие картины:
Я вижу свод небес прозрачно-голубой,
Громадных гор зубчатые вершины…

Облиты золотом полуденных лучей,
Казалось, мирт, платаны и оливы
Зовут меня под сень раскидистых ветвей,
И розы мне кивают молчаливо…

То были дни, когда о цели бытия
Мой дух, среди житейских обольщений,
Еще не помышлял… И, легкомыслен, я
Лишь требовал у жизни наслаждений.

Но быстро та пора исчезла без следа,
И скорбь меня нежданно посетила…
И многое, чему душа была чужда,
Вдруг стало ей и дорого и мило.

Покинул я тогда заветную мечту
О стороне волшебной и далекой…
И в родине моей узрел я красоту,
Незримую для суетного ока…

Поля изрытые, колосья желтых нив,
Простор степей, безмолвно величавый;
Весеннею порой широких рек разлив,
Таинственно шумящие дубравы;

Святая тишина убогих деревень,
Где труженик, задавленный невзгодой,
Молился небесам, чтоб новый, лучший день
Над ним взошел – великий день свободы.

Вас понял я тогда; и сердцу так близка
Вдруг стала песнь моей страны родимой –
Звучала ль в песне той глубокая тоска,
Иль слышался разгул неудержимый.

Отчизна! не пленишь ничем ты чуждый взор.
Но ты мила красой своей суровой
Тому, кто сам рвался на волю и простор,
Чей дух носил гнетущие оковы…

1862 г.

Анализ стихотворения Плещеева «Отчизна»

Стихотворение «Отчизна» написано в 1862 году, в период активизации демократических устремлений либеральной общественности. Революционные течения становились все более радикальными, а в умах молодежи происходило брожение: надежды на крестьянскую реформу 1861 года не оправдались. А. Н. Плещеев сочувственно воспринимал левую идею, но вместе с тем оставался истинным патриотом свой Родины. Стихотворение «Отчизна» написано зрелым, повидавшим многое человеком, преодолевшим иллюзии молодости, находящимся в идейном поиске.

Автор пользуется такими средствами художественной выразительности:

  • обращениями – «Природа! …», «Отчизна!» – которые одновременно являются риторическими восклицаниями, они интонационно закольцовывают произведение, создают акцент на его зачине и концовке;
  • инверсией – «природа скудная», «душе … печальной», «берег дальный», «свод прозрачно-голубой», «я лишь требовал», «рисует все», «покинул я», «понял я», «близка … стала песнь», позволяющей гармонично выстроить рифмовку;
  • эпитетами – «скудная природа», «пылкая мечта», «заветная мечта», «зубчатые вершины», «житейские обольщения», «волшебная сторона», «суетное око», «незримая красота», «величавый простор», «святая тишина», «убогие деревни», «неудержимый разгул», «суровая красота», «гнетущие оковы», «великий день», являющимися украшениями стихотворения;
  • олицетворениями – «печальная душа», «умчавшаяся весна», «берег манил», «мечта рисует», «мирт, платаны и оливы зовут», «розы кивают», «дух не помышлял», «пора исчезла», «скорбь посетила», «душа чужда», «пленишь взор», «дух носил оковы», «день взошел», «глубокая тоска» – создающими новые образы в виде явлений природы, предметов и чувств автора;
  • метафорами – «свод небес», «облиты золотом лучей», «день свободы»;
  • перифразами – «дни весны» – молодость, «берег чужбины» – заграница – придающими произведению черты высокого стиля;
  • рядами однородных членов предложения – «мирт, платаны и оливы», «поля, колосья, простор, разлив, дубравы, тишина», которые позволяют охватить картину мира;
  • многосоюзием – «и дорого и мило», которое параллельно выделяет контекстуальные синонимы;
  • многочисленными умолчаниями – «скорбь… нежданно посетила…» – придающими стихотворению глубокомысленные ноты, побуждающими к раздумьям;
  • религиозной лексикой – «бытие», «душа», «дух», «святая», «молился небесам» – которая подчеркивает трепетность патриотических чувств поэта;
  • архаизмами – «узрел», «око», «песнь»;
  • симплокой (повторением слова в смежных фразах при разной середине и конце) – «день … взошел – великий день…» – она создает акцент на противопоставлении дня (как аллегории свободы) темной поре (ночи) эксплуатации и угнетения.

Произведение отражает переосмысление жизненной позиции, глубокую умственную работу поэта и мыслителя, в душе которого произошла переоценка ценностей – внешняя красота для него перестала заслонять внутреннюю.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах