«Сказочное» Н. Гумилёв
Ярче золота вспыхнули дни,
И бежала Медведица-ночь.
Догони её, князь, догони,
Зааркань и к седлу приторочь!Через лес, через ров, через гать
Устремилась она к колдуну,
Чтоб с недобрым гадать, волхвовать
И губить молодую весну.Догони её, князь, догони,
Не жалей дорогого коня.
Посмотри: усмехаются пни,
В тёмных дуплах мерцанье огня.Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу-ночь
Богатырскому Псу своему.Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,
Он отважен, силён и хитёр,
Он звериную злобу донёс
К колдунам с незапамятных пор.И Великая Радость, смеясь,
На узорное ступит крыльцо,
Тихо молвит: «Люблю тебя, князь,
Для тебя я открыла лицо».
1910 г.
Анализ стихотворения
В рамках стихотворения «Сказочное» Гумилев представляет собственную интерпретацию известного древнегреческого мифа о превращенной в медведицу красавице Каллисто, придавая ей русский национальный колорит.
Сюжетное построение произведения мало чем отличается от построения сюжета волшебных сказок, чем и обусловлено его название. В стихотворении та же одноплановость, то же развитие действия в одном направлении (от завязки к кульминации, а затем – к развязке); то же предпочтение в показе действий и поступков героев, а не в описании чувств и переживаний.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «вспыхнули дни», «бежала Медведица-ночь», «устремилась она», «усмехаются пни», «Псу своему», «вцепляется Пёс»;
- эпитеты – «молодая (в значении нарождающаяся, незрелая) весна», «богатырский Пес», «мертвая хватка», «незапамятная пора», «звериная злоба», «узорное крыльцо»;
- олицетворения – «ночь бежала», «губить весну», «пни усмехаются», «радость, смеясь, вступит» – делающие речь доступной и образной одновременно;
- метафоры – «Медведица-ночь», «донес злобу»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «звериная злоба», она создает необходимый звуковой акцент;
- антонимы – «день – ночь»;
- контекстуальные синонимы – «колдун, недобрый»;
- лексический повтор «догони её, …, догони» выделяет ключевое слово, обозначающее конечную цель сложносоставных действий лирического героя;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «догони, зааркань (то есть поймай арканом, веревочной петлей), приторочь (то есть привяжи ремнями, тороками к седлу)», «лес, ров, гать (дорога через болото или затопленный участок суши)», «отважен, силён и хитёр», «гадать, волхвовать, губить», «зааркань, приторочь, укажи» – предельно уточняют авторский посыл и придают изложению динамизм и интригу;
- обращение «князь», придавая национальную специфику, в контексте речи используется в значении «предводитель, вождь»;
- историзм «терем» – жилое помещение в верхней части дома в древней Руси;
- риторическое восклицание – «… и к седлу приторочь!» – как знак преодоления, кульминационного момента в развитии событий;
- сравнение – «вцепляется хваткой»;
- устаревшую народно-поэтическую лексику – «молвит».
Стихотворение имеет важное философское наполнение – оно актуализирует причинно-следственные связи, идею воздания. Символический подтекст произведения – история России, полная славных подвигов и противостояния злу.
Автор: Николай Гумилёв