«Прости Нине» М. Цветаева
Прощай! Не думаю, чтоб снова
Нас в жизни Бог соединил!
Поверь, не хватит наших сил
Для примирительного слова.
Твой нежный образ вечно мил,
Им сердце вечно жить готово, –
Но все ж не думаю, чтоб снова
Нас в жизни Бог соединил!
Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Только тени».
Анализ стихотворения Цветаевой ««Прости» Нине»
Произведение 1910 г. обращено к Нине Виноградовой, будущей певице, которая вместе со своим братом Анатолием входила в дружеское окружение сестер Цветаевых. Тому же адресату посвящено еще одно стихотворение из первого сборника – «Нине». Облик дорогой «дальней» подруги возникает в мыслях героини, находящейся далеко от родных мест, в Париже. Новая позиция лирического «я» влечет за собой трансформацию в отношении к адресату: если раньше нежная привязанность к подруге была сродни сестринской любви, то теперь ее образ приобретает фантастические черты, напоминая сказочную «царевну» из андерсеновских произведений.
Главная тема анализируемого стихотворения – предстоящая разлука с лирическим «ты». Особенности содержания, тяготение к интонациям разговорной речи и шаблонным образам сближают цветаевский текст со стихотворными посланиями или образцами альбомной лирики XIX в.
Героиня убеждена, что навсегда расстается с адресатом: эта мысль подтверждается при помощи анафоры, размещенной автором в зачине и финале.
В центральном эпизоде содержится намек на ссору, предшествовавшую важному решению. По мнению субъекта речи, возможность примирения исключена: оно потребует усилий, которыми конфликтующие стороны не могут располагать. Призыв, выраженный глаголом в повелительном наклонении, приглашает лирическое «ты» согласиться с пессимистичным прогнозом.
Для героини, решительно закрывающей тему взаимоотношений с адресатом, приобретает особую актуальность мотив памяти. Картина воспоминаний организована романтическими штампами: в сердце навсегда останется милый образ нежной подруги. Сентиментальный ореол усиливает наречие «вечно», которое дважды применяется в рамках двух строк.
Рефрен, отвергающий возможность возобновления дружеских связей, завершает послание, созданное по классическим канонам камерных, интимных жанров русской лирики.
О предстоящем расставании говорится и в произведении «Прости» волшебному дому», также включенном в первую поэтическую книгу. В этом случае существенно смещаются акценты, определяющие общее звучание темы прощания. Центральное место отводится образу любимого дома – символа счастливого, «волшебного», потрясающего мира детства, время которого безвозвратно ушло. Убедительнее изображается и эмоциональная составляющая лирической ситуации: сожаление, светлая печаль, осознание ценности воспоминаний.