«Воспоминание (О милых спутниках, которые наш свет…)» В. Жуковский
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию были.
16 февраля 1821 г.
Анализ стихотворения Жуковского «Воспоминание»
Стихотворная миниатюра – жанр, к которому нередко обращались поэты пушкинской эпохи. Малый объем произведения диктует свои правила: смысловая емкость лексики, символизация образов и деталей, афористичность стиля и особая роль пунктуационного рисунка. Стихотворение Жуковского, появившееся в феврале 1827 г., являет собой пример миниатюры, в которой глубокое идейное содержание сконцентрировано в рамках узкого пространства одного четверостишия.
Тема произведения отражена в названии – воспоминания об ушедших друзьях, «спутниках». При помощи лексемы «сопутствие», поэт актуализирует внутреннюю форму слова «спутник»: тот, кто делит с нами жизненный путь.
Лирический герой высоко ценит доверительные отношения, сложившиеся при жизни: образы спутников характеризуются оценочным эпитетом «милые» и приметным глаголом «животворили». Последняя лексема восходит к религиозно-философскому понятию «животворение». Оно обозначает духовное воскрешение, а также насыщение жизненными силами телесной оболочки, земного пристанища души. Чувство дружбы обогащает внутренний мир, приносит вдохновение, сглаживает неудачи и умножает радость.
В финальном двустишии герой обращается к воображаемому собеседнику, лирическому «ты». Прощание с друзьями, покинувшими земной мир, – не повод для тоски и мрачной скорби. Нужно сосредоточиться на светлых воспоминаниях, рождающих ощущения спокойной грусти и признательности за драгоценный дар дружбы, ниспосланный высшим началом. Глубокая философская антитеза, выраженная лаконичными фразами «их нет» – «они были», обозначает два противоположных душевных состояния, два мироощущения – негативное, сконцентрированное на потере, и позитивное, обращенное в вечность.
Тема воспоминания как «следа бытия» ушедших близких – знаковая для поэтики Жуковского. В одноименном стихотворении 1816 г. сквозная тема осложняется мотивами душевных страданий, противоречивых желаний помнить и забыть о былом. Элегические интонации стихотворной миниатюры спокойнее: здесь появляется мотив преодоления смерти, о чем свидетельствует авторская формула: «Прошедшее не умирает». По мысли поэта, память о дружбе и светлые образы «спутников» обладают влиянием на душу романтического героя. Воспоминания, подобно верным товарищам, поддерживают в горе и «возвышают душу» в счастливые моменты жизни.