«Ангел-хранитель» А. Блок
Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.
Во мгле, что со мною всегда на земле.За то, что ты светлой невестой была,
За то, что ты тайну мою отняла.За то, что связала нас тайна и ночь,
Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.За то, что нам долгая жизнь суждена,
О, даже за то, что мы – муж и жена!За цепи мои и заклятья твои.
За то, что над нами проклятье семьи.За то, что не любишь того, что люблю.
За то, что о нищих и бедных скорблю.За то, что не можем согласно мы жить.
За то, что хочу и смею убить –Отмстить малодушным, кто жил без огня,
Кто так унижал мой народ и меня!Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
Кто долго не верил огню моему.Кто хочет за деньги лишить меня дня,
Собачью покорность купить у меня…За то, что я слаб и смириться готов,
Что предки мои – поколенье рабов,И нежности ядом убита душа,
И эта рука не поднимет ножа…Но люблю я тебя и за слабость мою,
За горькую долю и силу твою.Что огнем сожжено и свинцом залито –
Того разорвать не посмеет никто!С тобою смотрел я на эту зарю –
С тобой в эту черную бездну смотрю.И двойственно нам приказанье судьбы:
Мы вольные души! Мы злые рабы!Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!
Огонь или тьма – впереди?Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?
Вдвоем – неразрывно – навеки вдвоем!Воскреснем? Погибнем? Умрем?
17 августа 1906 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга вторая» (1904–1908). Раздел «Разные стихотворения» (1904–1908).
Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»
Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения.
«Мгла» – так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена.
В первой строке декларируется любовь героя к своему Ангелу, а ниже возникают подробные объяснения причин высокого чувства. В числе последних – тайна, объединившая двоих, предчувствие «долгой жизни», неясные ощущения скованности и околдованности. Ряд родовых факторов заканчивается романтической категорией «проклятья семьи».
Отталкиваясь от разногласий в личных предпочтениях, лирический субъект переходит к социально-нравственным характеристикам: сострадание к униженным соседствует в душе героя с презрением к малодушным и жаждой возмездия, которое должно покарать тиранов.
Следующий эпизод занимает самокритика: слабость и смирение потомка «рабов» противопоставляются силе и «горькой доле» Ангела.
Тему двойственности судьбы подготавливает антитеза зари и «черной бездны». За ней следует более эмоциональный контраст между «вольными душами» и «злыми рабами». Несовместимые категории парадоксальным образом объединяются в лирическом «мы». Эффект катахрезы поддерживают четыре риторических восклицания, противоречащих между собой по содержанию.
В финале появляется череда риторических вопросов: неверные очертания будущего вызывают комплекс тревожных предположений. Лирический субъект видит лишь один надежный ориентир, островок постоянства среди зыбких ускользающих пространств. Преодолевать препятствия они будут вдвоем с Ангелом, «навеки» и «неразрывно». Завершающая строка, которая строфически выделена на фоне двустиший, возвращает читателя к неизвестным перспективам будущего.
Динамичная и экспрессивная интонация стихотворного текста сочетается с метафоричностью и характеризуется использованием лексики разных стилей – высокого и сниженного бытового. Обилие анафор – прием, напоминающий стилистические принципы лермонтовской «Молитвы» 1829 г. Два произведения объединяет стремление лирического «я» путем самоанализа определить свое жизненное и поэтическое кредо. Лермонтовский герой декларирует потребность быть свободным в жизни и творчестве, герой Блока не мыслит судьбы без своего многоликого ангела.