Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Дмитриев

«Отец с сыном» И. Дмитриев

«Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
                  «Дороги лучшей нет,
      Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
      И чаще быть с пером и книгой,
      Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
      Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется…»
— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом!
И этак многим удается».

Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»

Басня «Отец с сыном» написана в 1805 году. В это время отошедший от государственных дел И. И. Дмитриев активно сотрудничает с Н. М. Карамзиным и печатается в «Вестнике Европы». Басни незаслуженно считались «литературными безделками», ставшими особенно популярными на рубеже веков. И. И. Дмитриев отворил двери низкому жанру, как называли басни, в образованное общество, ввел их в повседневный быт. Поэзия Дмитриева многих приблизила к действительности.

Произведение имеет чистый слог, оно ярко отразило способность автора «насмехаться остроумно» и демонстрирует высочайшую культуру речи. Предельно простой сюжет изложен в вопросно-ответной форме. Суть беседы в том, что мудрый отец по просьбе сына описывает все возможности стать счастливым, а сын дает свою оценку предложенного. Сатирическая направленность произведения очевидна.

Басня содержит устаревшие формы слов – «этак (в значении «таким образом»)», «счастие», обращение к отцу «батюшка», «дельный» (в значении «основательный, деловой, деловитый».

Стремясь в предельному сжатию теста и сокращению объема басни, автор широко использует такой прием, как эллипсис — «а тот (говорит) ему в ответ», «дороги лучшей нет, (кроме) как телом и умом трудиться», «как легче бы (этого добиться)?» — и неполные предложения, смысл которых неясен вне контекста – «Интригой, втираться жабой и ужом…», «Ну, так просто… быть глупцом…».

Среди средств художественной выразительности, которые можно найти в басне — метонимия: «вознестись фортуной», метафоры – «трудиться умом и телом», «втираться жабой и ужом». Автор также прибегает к косвенному сравнению человека с такими малоприятными существами, как жаба и уж. Отличительная черта этих животных, которые способны внешним видом оттолкнуть многих — влажная скользкая кожа и особая гибкость, которая становится аллегорией духовного пресмыкательства, изворотливости, беспринципности, готовности безоговорочно принять любую точку зрения, когда и если это будет выгодно.

Оборот «быть с пером и книгой» нельзя понимать буквально. Он означает «упражняться в письме и чтении, усердно учиться». «Фортуна» означает «удача, счастливая случайность». Это нарицательное имя образовано от собственного имени древнеримской богини счастья.

Комментариями сына к словам отца выступают риторические восклицания – «Ах, это тяжело!», «А это низко!» (в значении «недостойно, подло»). Как видно, чувствительный юноша принадлежит в той категории людей, которые хотят и рыбку съесть, и в воду не влезть. Думается, что не хочет он и трудиться, а вопрошает отца для вида.

Инверсия — «дороги лучшей нет», «когда быть дельными хотим» — позволяет поэту перенести логический акцент на последнее слово фразы, выделить его.

Совершенно очевидно, что используя возможности басни и образ отца, автор излагает собственную точку зрения. Приоритетом для него является труд и служение отечеству. Антитезой выступает построение придворной карьеры, даже ценой унижения. Быть глупцом — универсальное промежуточное положение, исключающее активность с любым знаком. Глупец не видит разницы между приведенными тезисами, он довольствуется малым, поскольку не может оценить ни благородства первого, ни подлости второго варианта.

Басня совершенно лишена «моралистики», в ней отсутствует прямолинейная назидательность. Будучи величайшим мастером художественного слова, И. И. Дмитриев свел поэзию с недосягаемых высот, поставил в центр сюжета простую жизненную ситуацию. И оказалось, что произведение с непритязательным сюжетом на поэтическое бессмертие имеет не меньше прав, чем возвышенная ода.




Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах