«Отец с сыном» И. Дмитриев
«Скажите, батюшка, как счастия добиться?» – Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим, И чаще быть с пером и книгой, Когда быть дельными хотим». – «Ах, это тяжело! как легче бы?» – «Интригой, Втираться жабой и ужом К тому, кто при дворе фортуной вознесется…» – «А это низко!» – «Ну, так просто… быть глупцом! И этак многим удается».
<1805>
И. И. Дмитриев «Полное собрание стихотворений. Стихотворения. Часть вторая». Раздел «Басни. Книга вторая».
Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»
Басня «Отец с сыном» написана в 1805 году. В это время отошедший от государственных дел И. И. Дмитриев активно сотрудничает с Н. М. Карамзиным и печатается в «Вестнике Европы». Басни незаслуженно считались «литературными безделками», ставшими особенно популярными на рубеже веков. И. И. Дмитриев отворил двери низкому жанру, как называли басни, в образованное общество, ввел их в повседневный быт. Поэзия Дмитриева многих приблизила к действительности.
Произведение имеет чистый слог, оно ярко отразило способность автора «насмехаться остроумно» и демонстрирует высочайшую культуру речи. Предельно простой сюжет изложен в вопросно-ответной форме. Суть беседы в том, что мудрый отец по просьбе сына описывает все возможности стать счастливым, а сын дает свою оценку предложенного. Сатирическая направленность произведения очевидна.
Басня содержит устаревшие формы слов – «этак (в значении «таким образом»)», «счастие», обращение к отцу «батюшка», «дельный» (в значении «основательный, деловой, деловитый».
Стремясь в предельному сжатию теста и сокращению объема басни, автор широко использует такой прием, как эллипсис – «а тот (говорит) ему в ответ», «дороги лучшей нет, (кроме) как телом и умом трудиться», «как легче бы (этого добиться)?» – и неполные предложения, смысл которых неясен вне контекста – «Интригой, втираться жабой и ужом…», «Ну, так просто… быть глупцом…».
Среди средств художественной выразительности, которые можно найти в басне – метонимия: «вознестись фортуной», метафоры – «трудиться умом и телом», «втираться жабой и ужом». Автор также прибегает к косвенному сравнению человека с такими малоприятными существами, как жаба и уж. Отличительная черта этих животных, которые способны внешним видом оттолкнуть многих – влажная скользкая кожа и особая гибкость, которая становится аллегорией духовного пресмыкательства, изворотливости, беспринципности, готовности безоговорочно принять любую точку зрения, когда и если это будет выгодно.
Оборот «быть с пером и книгой» нельзя понимать буквально. Он означает «упражняться в письме и чтении, усердно учиться». «Фортуна» означает «удача, счастливая случайность». Это нарицательное имя образовано от собственного имени древнеримской богини счастья.
Комментариями сына к словам отца выступают риторические восклицания – «Ах, это тяжело!», «А это низко!» (в значении «недостойно, подло»). Как видно, чувствительный юноша принадлежит в той категории людей, которые хотят и рыбку съесть, и в воду не влезть. Думается, что не хочет он и трудиться, а вопрошает отца для вида.
Инверсия – «дороги лучшей нет», «когда быть дельными хотим» – позволяет поэту перенести логический акцент на последнее слово фразы, выделить его.
Совершенно очевидно, что используя возможности басни и образ отца, автор излагает собственную точку зрения. Приоритетом для него является труд и служение отечеству. Антитезой выступает построение придворной карьеры, даже ценой унижения. Быть глупцом – универсальное промежуточное положение, исключающее активность с любым знаком. Глупец не видит разницы между приведенными тезисами, он довольствуется малым, поскольку не может оценить ни благородства первого, ни подлости второго варианта.
Басня совершенно лишена «моралистики», в ней отсутствует прямолинейная назидательность. Будучи величайшим мастером художественного слова, И. И. Дмитриев свел поэзию с недосягаемых высот, поставил в центр сюжета простую жизненную ситуацию. И оказалось, что произведение с непритязательным сюжетом на поэтическое бессмертие имеет не меньше прав, чем возвышенная ода.