Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Детская» И. Бунин

От пихт и елей в горнице темней,
Скучней, старинней. Древнее есть что-то
В уборе их. И вечером красней
Сквозь них зари морозной позолота.

Узорно-легкой, мягкой бахромой
Лежит их тень на рдеющих обоях –
И грустны, грустны сумерки зимой
В заброшенных помещичьих покоях!

Сидишь и смотришь в окна из угла
И думаешь о жизни старосветской…
Увы! Ведь эта горница была
Когда-то нашей детской!

1903–1906 г.г.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Детская»

Стихотворение «Детская» было опубликовано в 1906 году, но было написано несколькими годами раньше. При написании поэт наверняка вдохновлялся посещением родных мест.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • ряды однородных членов предложения – «пихт, елей», «темней, скучней, старинней», «сидишь, смотришь, думаешь» – позволяющие предельно точно описать картину длинного зимнего вечера, навевающего тоску;
  • инверсию – «древнее есть что-то», «в уборе их», «о жизни старосветской», «зари морозной», «лежит тень», она усиливает ощущение безысходности и обеспечивает гармоничную рифмовку;
  • парцелляцию – «древнее есть что-то … . И вечером красней позолота …», дающую возможность автору точнее охарактеризовать состояние лирического героя и придающую речи выразительность;
  • сравнение – «тень лежит бахромой» – автором точно подмечена форма тени от пушистых еловых веток – их частые иглы уподоблены свисающим нитям;
  • устаревшую лексику – «горница (комната, как правило, в верхнем этаже здания)», «убор (наряд)», «покои (жилая часть дома)», придающую речи старинный колорит;
  • лексический повтор – «грустны, грустны сумерки…» – создающий акцент на чувствах героя;
  • риторические восклицания – «грустны сумерки зимой …!», «Увы!», «…горница была … детской!»;
  • умолчание – «думаешь о жизни…» – этот прием позволяет автору показать, что перед лирическим героем проносятся картины прошлых лет, и его одолевают мысли о быстротечности человеческого бытия;
  • метафору – «позолота зари», она позволяет лаконично описать оттенок света, придаваемый закатным солнцем;
  • эпитеты – «морозная заря», «узорно-легкая, мягкая бахрома».

В стихотворении практически нет динамики, нет и субъекта активного действия – глаголы описывают статичное состояние героя и природных явлений. Стихотворение пронизано легкой грустью, созерцательностью, сожалением (междометие «увы») и воспоминаниями о безвозвратно ушедших беззаботных годах. Метафорический смысл названия – истоки жизни, раздумья о которых неизбежно приводят к мысли о ее финале.

Основной творческий прием автора – погружение в прошлое: недаром в тексте частотны синонимы «старинный», «древнее», «старосветская (то есть несовременная, со старомодными правилами)» и «красная», «рдеющие», отсылающие читателя к закату дня как концу в самом широком смысле этого слова.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах