Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Калоша» О. Мандельштам

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!

1930 г.

Анализ стиха О. Мандельштама «Калоша»

Стихотворение «Калоша» написано в 1930 году после пятилетнего перерыва в поэтическом творчестве. Оно написано о детях и для детей, хотя о них в произведении не говорится ни слова, отражает детское, непосредственное восприятие мира и отлично передает чарующую естественность ребячьего поведения.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «всего на свете хуже», «высохла вода», которая позволяет выстроить именные рифмы, а также передает неподготовленность детской речи;
  • синтаксический параллелизм – «если день сухой, если высохла вода»;
  • контекстуальные синонимы – «сухой, хороший»;
  • эпитет – «хороший день» – как мера субъективной – человеческой – оценки;
  • риторическое восклицание – «То ли дело … шагать!» – придает эмоциональность, передает детский восторг перед возможностью свободного движения, познания окружающего мира, хотя бы в виде исследования глубины луж;
  • ряд однородных членов – «шлепать, шагать», который включает обратную градацию и придает эффект выразительности;
  • разговорную лексику – «шлепать», отражающую непосредственность, искренность детской речи;
  • аллитерацию – «для калоши настоящая…», «сухой, хороший», «шлепать в луже» – частотность шипящих словно передает брюзжание калоши в сухую погоду.

В рамках миниатюрного детского стихотворения поэт не только олицетворяет такой прозаический предмет, как калошу, но и подобно великому сказочнику Андерсену наделяет ее сознанием, желаниями, предпочтениями, а также приглашает читателя взглянуть на привычные явления с неожиданной стороны, показать значимость простого события.

Через отношение неодушевленного предмета поэт противопоставляет природные явления – хорошую погоду и ненастье, и это противопоставление неожиданно и забавно. На бытовом примере автор иллюстрирует детское мышление по парадоксу, когда привычное благо оказывается бедой, а то, что должно вызывать досаду, – напротив, доставляет удовольствие.

Великое предназначение калоши – в ненастье спасать от простуды и сырости. Вода – это то, без чего калоша томится, не реализовав себя, чувствует свою ненужность, скуку. В каком-то смысле калоша ассоциирована с ребенком, которому тесно в рамках чистой сухой комнаты, где, того гляди, нужно вести себя чинно. Иное дело – веселый ливень, простор залитой водой улицы, на которой можно быть самим собой и которую можно пересекать в любых направлениях.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах