Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко…» А. Блок

* * *

…и поздно желать,
Всё минуло: и счастье, и горе.
Вл. Соловьев
Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко,
          Да и мне не вернуть
Этих снов золотых, этой веры глубокой…
          Безнадежен мой путь.

Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,
          Ты лазурью сильна,
Мне – другая и жизнь, и другая дорога,
          И душе – не до сна.

Верь – несчастней моих молодых поклонений
          Нет в обширной стране,
Где дышал и любил твой таинственный гений,
          Безучастный ко мне.

10 июня 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).

Анализ стихотворения А. А. Блока «Не сердись и прости…»

Стихотворение написано июне 1901 года. Его можно отнести к жанру философской лирики. Основные образы произведения – отвлеченные философские понятия. Удивительно, что настолько мрачное прочтение действительности свойственно двадцатилетнему человеку. Объяснением может стать лишь ситуация написания – неровные отношения с Л. Д. Менделеевой, будущей женой поэта. Символический подтекст произведения – полная невозможность счастья.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • метафоры – «ты цветешь», «цветя мыслью», «сильна лазурью»;
  • анафорические повторы – «этих снов …, этой веры…», «ты блаженствуешь …, ты … сильна…», которые создают акцент на ключевых словах;
  • инверсию – «снов золотых», «веры глубокой», «безнадежен путь», «мыслью сонной», придающую особый смысл последнему слову каждой фразы;
  • умолчание – «не вернуть веры глубокой…» – иллюстрирует глубокое отчаяние, меланхолию, мешающую лирическому герою закончить мысль;
  • многосоюзие – «… и жизнь, и дорога, и душе…»;
  • эллипсис – «мне (предназначены) – другая и жизнь …» – позволяет уложить текст в рамки стихотворного размера;
  • религиозную лексику – «душа», «вера», придающую изложению возвышенный тон;
  • эпитеты – «молодые поклонения (чувство привязанности, испытанное в молодые годы)», «таинственный гений» – которые метко характеризуют явления;
  • олицетворения – «сонная мысль», «безучастный (равнодушный) гений дышал и любил», «несчастные поклонения (неразделенные чувства)» – помогают сделать речь понятной, придать ей образность;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «снов, веры», «жизнь, дорога», «дышал, любил», «таинственный, безучастный» – позволяют точнее описать чувства;
  • контекстуальные синонимы – «сны, вера» – в значении «ни на чем не основанные убеждения, осознанные заблуждения»;
  • перифраз – «лазурь» – подразумевается небо, то есть высокая духовность, духовное восхождение.

Значение слова «гений» в контексте речи – «дух-покровитель человека» в древнеримской мифологии.

Стихотворение пронизано признанием духовного превосходства любимой, восхищением ее умиротворенностью, спокойствием и самодостаточностью. Вместе с тем лирический герой не может отрешиться от своего предназначения, как он его понимает. Он представляется рефлексирующим человеком, который чувствует полную, трагическую разобщенность с любимой женщиной, фатальную разность интересов и жизненных приоритетов.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах