«Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко…» А. Блок
* * * …и поздно желать,
Всё минуло: и счастье, и горе.
Вл. СоловьевНе сердись и прости. Ты цветешь одиноко, Да и мне не вернуть Этих снов золотых, этой веры глубокой… Безнадежен мой путь. Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много, Ты лазурью сильна, Мне – другая и жизнь, и другая дорога, И душе – не до сна. Верь – несчастней моих молодых поклонений Нет в обширной стране, Где дышал и любил твой таинственный гений, Безучастный ко мне.
10 июня 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Не сердись и прости…»
Стихотворение написано июне 1901 года. Его можно отнести к жанру философской лирики. Основные образы произведения – отвлеченные философские понятия. Удивительно, что настолько мрачное прочтение действительности свойственно двадцатилетнему человеку. Объяснением может стать лишь ситуация написания – неровные отношения с Л. Д. Менделеевой, будущей женой поэта. Символический подтекст произведения – полная невозможность счастья.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «ты цветешь», «цветя мыслью», «сильна лазурью»;
- анафорические повторы – «этих снов …, этой веры…», «ты блаженствуешь …, ты … сильна…», которые создают акцент на ключевых словах;
- инверсию – «снов золотых», «веры глубокой», «безнадежен путь», «мыслью сонной», придающую особый смысл последнему слову каждой фразы;
- умолчание – «не вернуть веры глубокой…» – иллюстрирует глубокое отчаяние, меланхолию, мешающую лирическому герою закончить мысль;
- многосоюзие – «… и жизнь, и дорога, и душе…»;
- эллипсис – «мне (предназначены) – другая и жизнь …» – позволяет уложить текст в рамки стихотворного размера;
- религиозную лексику – «душа», «вера», придающую изложению возвышенный тон;
- эпитеты – «молодые поклонения (чувство привязанности, испытанное в молодые годы)», «таинственный гений» – которые метко характеризуют явления;
- олицетворения – «сонная мысль», «безучастный (равнодушный) гений дышал и любил», «несчастные поклонения (неразделенные чувства)» – помогают сделать речь понятной, придать ей образность;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «снов, веры», «жизнь, дорога», «дышал, любил», «таинственный, безучастный» – позволяют точнее описать чувства;
- контекстуальные синонимы – «сны, вера» – в значении «ни на чем не основанные убеждения, осознанные заблуждения»;
- перифраз – «лазурь» – подразумевается небо, то есть высокая духовность, духовное восхождение.
Значение слова «гений» в контексте речи – «дух-покровитель человека» в древнеримской мифологии.
Стихотворение пронизано признанием духовного превосходства любимой, восхищением ее умиротворенностью, спокойствием и самодостаточностью. Вместе с тем лирический герой не может отрешиться от своего предназначения, как он его понимает. Он представляется рефлексирующим человеком, который чувствует полную, трагическую разобщенность с любимой женщиной, фатальную разность интересов и жизненных приоритетов.