«Осенние листья» А. Апухтин
Кончалось лето. Астры отцветали… Под гнетом жгучей, тягостной печали Я сел на старую скамью, А листья надо мной, склоняяся, шептали Мне повесть грустную свою. «Давно ли мы цвели под знойным блеском лета, И вот уж осень нам грозит, Не много дней тепла и света Судьба гнетущая сулит. Но что ж, пускай холодными руками Зима охватит скоро нас, Мы счастливы теперь, под этими лучами, Нам жизнь милей в прощальный час. Смотри, как золотом облит наш парк печальный, Как радостно цветы в последний раз блестят, Смотри, как пышно-погребально Горит над рощами закат! Мы знаем, что, как сон, ненастье пронесется, Что снегу не всегда поляны покрывать, Что явится весна, что все кругом проснется, – Но мы… проснемся ли опять? Вот здесь, под кровом нашей тени, Где груды хвороста теперь лежат в пыли, Когда-то цвел роскошный куст сирени И розы пышные цвели. Пришла весна; во славу новым розам Запел, как прежде, соловей, Но бедная сирень, охвачена морозом, Не подняла своих ветвей. А если к жизни вновь вернутся липы наши, Не мы увидим их возврат, И вместо нас, быть может, лучше, краше Другие листья заблестят. – Ну что ж, пускай холодными руками Зима охватит скоро нас, Мы счастливы теперь, под бледными лучами, Нам жизнь милей в прощальный час. Помедли, смерть! Еще б хоть день отрады… А может быть, сейчас, клоня верхушки ив, Сорвёт на землю без пощады Нас ветра буйного порыв… Желтея, ляжем мы под липами родными… И даже ты, об нас мечтающий с тоской, Ты встанешь со скамьи, рассеянный, больной, И, полон мыслями своими, Раздавишь нас небрежною ногой».
1868 г., Село Покровское.
Анализ стихотворения Апухтина «Осенние листья»
Стихотворение «Осенние листья» было написано А. Н. Апухтиным в 1868 году. Оно написано зрелым, полным сил тридцативосьмилетним человеком, но ярко отражает присущую автору склонность к меланхолии, способность к философским обобщениям, любовь к рассуждениям о бренности всего земного, ярким символом которой выступает листопад. Осень года вызывает у автора тяжелые раздумья об осени жизни, усиливает его печаль, созвучную осеннему пейзажу.
Увядание – излюбленный образ поэта. Ведущая тема стихотворения – тема угасания, смерти, к которой он прямо обращается. Тема освещается с использованием соответствующей лексики – «холодные руки», «парк печальный», «прощальный час» (дважды), «пышно-погребально горит … закат, «цветы в последний раз блестят», «проснемся ли опять».
Поэт упивается прощальными мгновениями уходящего лета подобно тому, как осенние листья – последними днями иссякающей жизни. Грусть расставания с летом поэтизируется, как и конечность бытия, та роковая черта, которая отделяет жизнь от смерти, поэтизируется так изысканно и тонко, как это умеет только Апухтин. Листья сами рассказывают историю своей недолгой жизни, подобно тому, как это делают вещи в чудесных сказках Андерсена. При описании жизненного цикла листьев четко прослеживается параллель с людьми, у которых тоже происходит смена поколений, правда, не связанная с сезонами.
В стихотворении нет лирического героя, а настроения автора передают картины природы, поэтому в тексте так часты олицетворения – «шептали листья», «осень грозит», «судьба сулит», «руками зима охватит», «парк печальный», «порыв сорвет без пощады».
Средства художественной выразительности подчинены одной цели – созданию особой атмосферы. Это метафоры – «гнет печали», «листья шептали повесть», «парк золотом облит», метонимия – «горит закат», обилие эпитетов – «жгучая, тягостная печаль», «грустная повесть», «знойный блеск», «пышные розы», «бедная сирень», «небрежная нога», сравнение – «как сон, ненастье пронесется».
Стихотворение, хоть и содержит идею вечного возвращения – «явится весна, … все кругом проснется», все же пронизано тревогой, предчувствием нерадостных перемен и возможного забвения – «вместо нас … другие листья заблестят». Но поэт тревожился напрасно – его стихи навечно вошли в золотой фонд русской классической поэзии, прославившей Россию на весь мир.