Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Я не предал белое знамя…» А. Блок

* * *

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой – одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали несется волна.

А вблизи – всё пусто и немо,
В смертном сне – враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Дата создания: 3 декабря 1914 г.

Анализ стихотворения Блока «Я не предал белое знамя…»

Произведение, датированное концом 1914 г., увидело свет в составе сборника «Стихи о России», а затем было включено в послереволюционную редакцию знаменитого цикла «Родина». Текст размещен среди стихотворений, завершающих поэтическую книгу. В них тема трагических судеб соотечественников, окруженных безнадежными «глухотой и чернотой», осложняется военными мотивами.

Зачин произведения выводит на первый план знаковую деталь – белое знамя, в верности которому присягает лирический герой. Образ отличается сложной символикой. Она опирается на традиционную трактовку, расценивающую колористическую характеристику как признак чистоты и святости, причастности к небесному гармоничному началу. В рамках блоковской поэтики белый оттенок ассоциируется с обликом Прекрасной Дамы, и субъект речи выступает преданным защитником своего идеала.

Долгожданная встреча героя и лирического адресата происходит во время затишья, сменившего грохот боевых действий. Паре, которой посчастливилось миновать опасности военного времени, повезло дважды: случайное свидание состоялось после долгой разлуки. Земляная насыпь, ночь – автор указывает конкретные пространственно-временные обстоятельства лирического сюжета.

Иносказательный характер второго катрена контрастирует с реалистичным содержанием первой строфы. Нечаянная встреча обусловлена влиянием «роковых», судьбоносных причин, которые метафорически уподоблены путям. Символическую трактовку получает женский образ, соотносимый с образом Родины.

Драматические события привели героя на чужбину, где сражаются русские воины. Над свежим братским захоронением царят оцепенение и зловещая тишина, которые нарушаются отдаленной мелодией тоскливой солдатской песни. Последнюю характеризует метафора «волна»: троп передает колебания интенсивности звуков. Пессимистичная оценка будущего, подкрепленная мотивами смерти, порождает безнадежные интонации, звучащие в концовке.

Показателен художественный прием, при помощи которого замыкается стихотворный текст. Сияние звезды, озаряющей ночную мглу, сравнивается с патриотическими чувствами лирического субъекта. Их возвышенный смысл обозначен известной библейской аллюзией. Любовь к Родине – единственный жизненный ориентир, сакральная ценность, остающаяся неизменной среди «кровавого отсвета» апокалиптической атмосферы эпохи.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах