«Три ночи» И. Бунин
Старый сад всю ночь гудел угрюмо,
Дождь шумел, и, словно капли слез,
Падал он в холодный снег на землю
С голых сучьев стонущих берез.По лесным трущобам и оврагам,
По полям, пустынным и глухим,
Первые весенние туманы
Расползались медленно, как дым.И леса седой оделись мглою,
На озерах поднялися льды,
И долины грозно потемнели
От свинцовой мартовской воды…А другая ночь – все победила:
Ветер снес сырой туман с полей,
Загорелись звезды, и в долинах
Зашумели воды веселей.До зари кричали хлопотливо
В ближней роще черные грачи,
Старый сад и тихую усадьбу
Оглашали стонами сычи.И темней ночное было небо –
Издалека в темноте ночной
Веяло весенним ароматом,
Веяло грядущею весной…И недолги были ожиданья:
За день вся природа ожила!
Вечер был задумчив и прекрасен,
И заря, как летняя, тепла.А когда померк закат далекий,
Вспомнилась мне молодость моя,
И окно открыл я, и забылся,
В сердце, грусть и радость затая.Понял я, что юной жизни тайна
В мир пришла под кроном темноты,
Что весна вернулась – и незримо
Вырастают первые цветы.
1889 г.
Анализ стихотворения Бунина «Три ночи»
Стихотворение «Три ночи» Иван Алексеевич Бунин создал в 1889 году. Молодому человеку было всего 19 лет, но уже тогда проявился его талант пейзажиста. В этом произведении в полной мере отразилось мастерство владения художественным образом. Благодаря поразительному поэтическому дару читатель легко может увидеть мысленным взором те картины, которые автор хотел показать.
Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Рифма напоминает перекрёстную, но окончания (мужские) совпадают только у вторых и четвёртых строк. Таким образом, схему строфы можно представить как abcb. Первые и третьи строки четверостиший объединены тем, что в них преобладает женский тип окончаний. Стихотворный размер – пятистопный хорей.
Произведение можно условно поделить на три равные части. Как следует из названия, именно столько ночей лирический герой, от лица которого говорит автор, наблюдает преображение природы.
Первая часть описывает тот момент, когда зима ещё не отступила. Чтобы продемонстрировать безнадёжность этого времени, поэт использует мрачные эпитеты «старый сад», «гудел угрюмо», «холодный снег», «свинцовой мартовской воды». Автор сравнивает тяжёлые дождевые потоки со слезами, придавая природе черты страдающего человека. Это ощущение тоски усиливается образом деревьев, чей скрип сравнивается со стоном.
Читатель может представить пугающие звуки, воссозданные с помощью аллитераций и ассонансов. Мы слышим завывания ветра в повторяющихся слогах «гу», «го», «шу» в словах «гудел», «угрюмо», «шумел», «голых», «мглою». Краски в этой части тоже вызывают боязливый трепет – мы видим все оттенки серого (свинцовый, седой). Поэт применяет образы, которые делают пейзаж тёмным и неясным, упоминая дым, туман, мглу.
Во второй части мы снова встречаем тёмные пятна, но уже в другом контексте. Хотя поэт описывает картину, где на первом плане маячат «чёрные грачи», а по краям вьётся «сырой туман», читатель понимает, что это уже остатки былого величия зимы. Холод побеждён, а чёрные птицы своими криками и движением знаменуют пробуждение природы. Автор применяет анафору, словно заверяя, что весна на самом деле вступает в свои права:
Веяло весенним ароматом,
Веяло грядущею весной…
Третья часть наполнена свежими яркими эпитетами: «заря тепла», «вечер прекрасен», «первые цветы», «юной жизни тайна». Четверостишия так и лучатся восторгом. Поэт эмоционально восклицает:
И недолги были ожиданья:
За день вся природа ожила!
Весна ассоциируется у автора с молодостью, жизнью, радостью. Поэтому лирический герой с готовностью открывает ей окно.
Автор: Иван Бунин