«Дуб» И. Никитин
От тёмного леса далёко,
На почве бесплодно-сухой,
Дуб старый стоит одиноко,
Как сторож пустыни глухой.Стоит он и смотрит угрюмо
Туда, где под сводом небес
Глубокую думает думу
Знакомый давно ему лес;Где братья его с облаками
Ведут разговор по ночам
И девы приходят толпами
Кружиться по свежим цветам;Где ветер прохладою веет
И чудные песни поёт,
И лист молодой зеленеет,
И птица на ветках живёт.А он, на равнине песчаной,
И пылью и мохом покрыт,
Как будто изгнанник печальный,
О родине милой грустит;Не знает он свежей прохлады,
Не видит небесной росы
И только – последней отрады –
Губительной жаждет грозы.
1850 г.
Анализ стихотворения Никитина «Дуб»
Стихотворение «Дуб» написано в 1850 году. Если не знать обстоятельств жизни автора, то довольно странно ощущать тягостный мотив глубокого одиночества молодого поэта – ведь ему в ту пору исполнилось всего двадцать пять лет.
Удивительное по красоте стихотворение наполняют средства художественной выразительности, которые теснятся в узких рамках небольшого произведения и живо трансформируются друг в друга:
- эпитеты – «темный лес», «глухая пустыня», «глубокая дума», «знакомый лес», «милая родина, «свежая прохлада», «небесная роса», «последняя отрада (в контексте речи – «удовлетворение, утешение»), «губительная гроза»;
- инверсия – «от леса… далеко», «дуб старый», «пустыни глухой», «знакомый давно ему», «губительной жаждет грозы», «думает лес», «братья его», «лист молодой», «на равнине песчаной», «изгнанник печальный», «о родине милой», «не знает он, не видит он», которая позволяет сделать акцент на определенной части фразы, выделить ее интонационно и тем самым выстроить рифму;
- сравнения – «стоит, как сторож», «грустит, как изгнанник» – создают у читателя четкие зрительные ассоциации;
- олицетворения – «дуб смотрит», «лес думает», «разговор с облаками»;
- симплока (повторение слов в смежных стихах, в их начале или в середине) – «…стоит одиноко, как сторож… Стоит он…», «А он … грустит, не знает он…» – выделяет главное слово предложения;
- метафора – «свод небес»;
- синекдоха – «приходят толпами», «веет прохладою» – вычленяет самый существенный признак описываемого явления, называя именно его;
- ассонанс (повторение в фразе однородных гласных звуков) – «думает думу» – протяжный гласный у создает атмосферу неспешности;
- многосоюзие – «и лист…, и птица…», «и пылью и мохом»;
- синтаксический параллелизм – «где под сводом … , где братья его …, где ветер…», «не знает… , не видит…» – за счет речевых повторов фиксирует внимание на зависимых словах: та том, чего же именно лишен одинокий дуб, что же именно находится там, куда он смотрит;
- ряд однородных членов предложения – «не знает, не видит, жаждет»;
- лексика высокого стиля – «почва», «девы», «жаждет»;
- контекстуальные антонимы «бесплодно-сухой – зеленеет» – призваны подчеркнуть разницу положения дуба и его лесных собратьев;
- оксюморон – «отрада – губительная гроза» – отражает степень отчаяния автора: он настолько тяготится настоящим, что даже гибель воспринимает как спасение.
Использование единственного числа в значении множественного, характерное для научных текстов – «лист зеленеет», «птица живет» – придает тексту отвлеченный, неэмоциональный характер, усиливает ощущение тоски и безнадежности.
Думается, дуб является аллюзией на самого автора – очевидно, что он лишен многого из того, что дано другим – семейного счастья, живого дружеского участия, которые иносказательно названы в стихотворении свежей прохладой и небесной росой. И. С. Никитин чувствует себя отторгнутым от людей, как старое дерево, чудом выросшее в бесплодной почве вдали от густого леса.