«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» А. Фет
* * * Что за ночь! Прозрачный воздух скован;
Над землей клубится аромат.
О, теперь я счастлив, я взволнован,
О, теперь я высказаться рад!Помнишь час последнего свиданья!
Безотраден сумрак ночи был;
Ты ждала, ты жаждала признанья –
Я молчал: тебя я не любил.Холодела кровь, и сердце ныло:
Так тяжка была твоя печаль;
Горько мне за нас обоих было,
И сказать мне правду было жаль.Но теперь, когда дрожу и млею
И, как раб, твой каждый взор ловлю,
Я не лгу, назвав тебя своею
И клянясь, что я тебя люблю!
1854 г.
Анализ стихотворения Фета «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»
Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» впервые напечатали в журнале «Современник» в 1854 году. Оно включает в себя четыре четверостишия, рифмующихся перекрёстно. Написано оно, предположительно, пятистопным хореем. Речь в произведении идёт от первого лица.
Это стихотворение можно назвать ироничным, а учитывая, что лирическим героем является сам автор, даже «самоироничным». В нём обыгрывается такое необычное событие: сначала молодой поэт не испытывал нежных чувств к некой барышне, но не торопился объясниться, поскольку боялся ранить её сердце. Но прошло не так много времени, и любовь к той самой девушке вспыхнула в его душе. На этот раз юноша торопится признаться в своих чувствах.
Познакомившись в начальных строфах с героем, можно представить себе легкомысленного, немного эгоистичного повесу. В первой строфе читаем, как его распирает от счастья. Поэт использует эмоциональные восклицания, чтобы показать восторг персонажа. Анафора и градация в третьей и четвёртой строках подчёркивают степень воодушевления героя.
Мы можем подумать, что бурные эмоции вызваны тщеславием – героя любит барышня! Она так им дорожит, что пришла на ночное свидание! Демонстрируя нетерпение девушки, автор применяет градацию «ты ждала, ты жаждала», в которой также слышится аллитерация. Но в своём малодушии герой не желает сознаваться. Некоторые читатели могут даже возмутиться при виде обронённой им фразы «…сказать мне правду было жаль», ведь она звучит так, словно больше печалит героя его собственное положение, а не страдания влюблённой девушки.
Однако догадка о том, что герой радуется неразделённой любви, оказывается неверной. Дело в том, что автор намеренно нарушает порядок времени. Восторги, выраженные в первой строфе, относятся вовсе не к трагичной сцене, произошедшей в прошлом, а к настоящему времени, в котором герой осознал, что его наконец посетила любовь. Именно этому рад герой. В последнем четверостишии повествуется о том, как он чувствует себя теперь. Автор использует интересное сравнение «как раб», которое показывает, как сильно изменился характер персонажа под действием любовных чар.
Этот сюжет можно назвать улыбкой судьбы. В стихотворении мы видим, как герой превращается из ветреного ловеласа в преданного романтика. Хочется верить, что он получил свой урок, и теперь его избранница будет великодушна и не заставит героя страдать от неопределённости, как некогда поступал с ней он сам.