«Кричат перепела, трещат коростели…» А. Фет
* * * Кричат перепела, трещат коростели, Ночные бабочки взлетели, И поздних соловьев над речкою вдали Звучат порывистые трели. В напевах вечера тревожною душой Ищу былого наслажденья – Увы, как прежде, в грудь живительной струе! Они не вносят откровенья! Но тем мучительней, как близкая беда, Меня томит вопрос лукавый: Ужели подошли к устам моим года С такою горькою отравой? Иль век смолкающий в наследство передал Свои бесплодные мне муки, И в одиночестве мне допивать фиал, Из рук переходивший в руки? Проходят юноши с улыбкой предо мной, И слышу я их шепот внятный: Чего он ищет здесь средь жизни молодой С своей тоскою непонятной? Спешите, юноши, и верить и любить, Вкушать и труд и наслажденье. Придет моя пора – и скоро, может быть, Мое наступит возрожденье. Приснится мне опять весенний, светлый сон На лоне божески едином, И мира юного, покоен, примирен, Я стану вечным гражданином.
1859 г.
Анализ стихотворения Фета «Кричат перепела, трещат коростели…»
В фетовскую лирику второй половины 50-х гг. XIX в. привносятся пессимистические мотивы. Ночной пейзаж, доминантой которого становится яркий костер, вызывает тревогу. Сравнение ельника со сборищем «пьяных гигантов» усиливает диссонанс, а «лениво и скупо» освещенный день не только свидетельствует о подавленном настроении лирического «я», но указывает на безнадежность, бесперспективность жизненного пути. Тема ожидания смерти, которая развивается в стихотворении «О нет, не стану звать утраченную радость…», трактуется как избавление от земных страстей, желанный переход «на лоно вечности».
Герой на пороге осени жизни – произведение 1859 г. продолжает философские размышления о конечности земного бытия. Поэтический текст открывается природной зарисовкой, главными деталями которой становятся образы птиц. Логично, что пейзаж организован преимущественно акустическими доминантами, связанными с пернатыми: крик, треск, «порывистые трели». Единственным, но динамичным и ярким визуальным ориентиром служит полет ночных бабочек.
Второй катрен посвящен впечатлениям лирического «я», которые вызваны наблюдением за природой, живущей предчувствием скорой осени. Герой фиксирует тревожные изменения в собственном мироощущении: созерцание пейзажа не приносит былого удовольствия, не вызывает прилива бодрости и вдохновения.
В третьей строфе рождается закономерный вопрос об итогах жизни, мучащий постаревшего героя. Его удел незавиден: критика прожитых лет беспощадна, и под стать ей прогноз, определяющий судьбу остатка земных дней. Строгая оценка прошлого, обозначенная метафорической конструкцией «горькая отрава», дополняется мыслями о безрезультатных муках и грядущем одиночестве.
Во второй части общая тональность стихотворного текста изменяется, и эти перемены связаны с мотивом молодости. Постаревший герой-поэт противопоставляется образу юношей. Они со снисходительной улыбкой смотрят на чудаковатого пожилого человека, определяя его «непонятную» тоску как еще одно проявление возрастных странностей.
Лирический субъект обращается к молодежи с призывом наслаждаться потоком жизни, наполненным верой, любовью и честным трудом. Тема старения совершает неожиданный разворот, снимая антитезу: герою суждено не медленное угасание, а «возрожденье» и юность души. Финал демонстрирует торжество оптимистических интонаций. Земная кончина представляется «весенним, светлым» сновидением, в котором душа наделяется новым статусом «вечного гражданина».