Как писать стихи

«Шумела полночная вьюга…» А. Фет


«Шумела полночная вьюга…» Афанасий Фет

Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
Мы сели с ней друг подле друга.
Валежник свистал на огне.

И наших двух теней громады
Лежали на красном полу,
А в сердце — ни искры отрады,
И нечем прогнать эту мглу!

Березы скрипят за стеною,
Сук еле трещит смоляной…
О друг мой, скажи, что с тобою?
Я знаю давно, что со мной!

Анализ стихотворения Фета «Шумела полночная вьюга…»

В 1842 году молодой Афанасий Афанасьевич сочинил стихотворение «Шумела полночная вьюга…» и отослал его в журнал «Отечественные записки». Оно было опубликовано в том же году в томе XXIV №9. Сопровождала произведение краткая подпись «А. Ф.». Позже оно вошло в цикл «Мелодии» в сборнике «Стихотворения А. Фета», изданном в 1850 году.

В этой книге стихотворение представлено в виде одной строфы, состоящей из трёх четверостиший с перекрёстной рифмой. Размер – трёхстопный амфибрахий. Речь в произведении идёт от первого лица. Говорит автор не столько с читателем, сколько с неназванной собеседницей.

Первые строки переносят нас в неприютную атмосферу зимней ночи. Сперва даже кажется, что мы оказались в одиночестве посреди густого промёрзшего бора. Полноту этой картине придают разнообразные эпитеты, связанные с обстановкой: «полночная вьюга», «лесная и глухая сторона», «сук смоляной». Для усиления впечатления поэт использует аллитерации. В словах «лесной», «свистал», «скрипят», «стороне», «лесной», в которых повторяются согласная «с», слышатся свист ветра и скрежет обледеневших ветвей.

Однако далее мы видим лирического героя стихотворения в компании некой особы. Это они, судя по тому, что в тексте не упоминается других действующих лиц, остались одни в скромной избушке в самом сердце зимней бури. Судить о месте, в котором разворачивается действие произведения, нам позволяют такие детали, как шум ветра и деревьев, доносящийся снаружи. Наверняка эти стены не являются очень крепкими и надёжными, раз так хорошо пропускают страшные звуки неуправляемой стихии.

Но вовсе не вьюга, способная замести всё толстым слоем снега и погубить всякую жизнь, пугает лирического героя стихотворения. Кажется, что персонаж, наоборот, ничего не боится. В этих строках автор использует грозный образ «наших двух теней громады» (здесь заметна инверсия, поэт меняет порядок слов, чтобы усилить эффект). Внушает уверенность и эпитет «красный пол», ведь как мы знаем, алый цвет часто ассоциируется с храбростью и твёрдостью.

И всё же герой встревожен. Его выдают эмоциональные риторические вопросы и восклицания в последних строках стихотворения. Пугает юношу неизвестность, неопределённость его собеседницы, в которую он давно влюблён. Представляется, что даже в этот напряжённый момент девушка не может открыться герою и рассказать о своих истинных чувствах. Оттого в одинокой избушке, озарённой светом огня, царит гнетущее молчание, более страшное, чем завывание ледяного ветра.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах