Как писать стихи

«Ты говоришь мне: прости!..» А. Фет


«Ты говоришь мне: прости!…» Афанасий Фет

Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.

Дивный был вечер вчера!
Долго он будет в помине;
Всем, — только нам не пора;
Пламя бледнеет в камине.

Что же, — к чему этот взгляд?
Где ж мой язвительный холод?
Грусти твоей ли я рад?
Знать, я надменен и молод?

Что ж ты вздохнула? Цвести —
Цель вековая созданья;
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!

Анализ стихотворения Фета «Ты говоришь мне: прости!…»

Стихотворение «Ты говоришь мне: прости…» состоит из четырёх строф. В строке содержится две стопы дактиля и один-два дополнительных слога. Четверостишия рифмуются перекрёстно по схеме abab. Лирический герой – сам автор.

Произведение было впервые напечатано в сборнике стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета в 1850 году.

В основе сюжета – диалог между влюблённой парой, запечатлённый в памяти героя. Предаваясь воспоминаниям, молодой человек восстанавливает картины прошедшего вечера. Реплики дамы его сердца и его собственные ответы на них автор передаёт с помощью анафор – «Я говорю… Ты говоришь…». По первым же словам ясно, что персонажи переживают неприятное событие, возможно, расстаются. Причём девушка просит прощения, а мужчина уклончив. Он произносит неопределённое «до свидания», словно надеется на новую встречу.

Попробуем вместе с героем вернуться в прошлое и понять, что же произошло между влюблёнными. Представляется, что герои встретились в каком-нибудь приятном месте. Поскольку Афанасий Афанасьевич жил в XIX веке, то допустимо предположить, что этим местом был литературный салон в чьём-нибудь роскошном особняке. Гости в элегантных нарядах ведут интеллектуальные беседы, дамы делятся последними новостями, а молодые парочки пользуются возможностью побыть наедине среди шума и всеобщего веселья. Автор использует эпитет «дивный вечер», который показывает, как приятно проводят люди время.

Но вот в стихотворении появляется образ пламени, слабеющего в камине. Это сигнал для гостей: пора расходиться. И только герой произведения желает удержать свою возлюбленную. Но похоже, что девушка сообщает юноше печальную новость: эта встреча станет для них последней. Возможно, она признаётся, что полюбила другого. Или что должна уехать или выйти замуж. Ей горько, поэтому она просит прощения и надеется, что герой не будет грустить о ней.

Конечно, эта весть обескураживает молодого человека. В третьей строфе мы видим череду риторических вопросов, которые отражают состояние героя. Он замечает каждый взгляд, ловит каждый вздох любимой девушки, чтобы услышать в нём что-то, что даст ему надежду. Не обретя поддержки, он пытается овладеть собой, стать холодным и сдержанным, но не находит в себе нужной силы. Герой сокрушается, признаваясь себе, что он слишком молод, чтобы не горевать из-за расставания.

В конце стихотворения мы обнаруживаем повторение первых двух строк. Благодаря этому приёму сюжет словно замыкается в кольцо, возвращая нас и героя в настоящее. В своей памяти поэт всё ещё не отпускает возлюбленную, не желает говорить ей «прощай».

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах