«Негодование» П. Вяземский
К чему мне вымыслы? к чему мечтанья мне И нектар сладких упоений? Я раннее прости сказал младой весне, Весне надежд и заблуждений! Не осушив его, фиал волшебств разбил; При первых встречах жизнь в обманах обличил И призраки принес в дань истине угрюмой; Очарованья цвет в руках моих поблек, И я сорвал с чела, наморщенного думой, Бездушных радостей венок. Но, льстивых лжебогов разоблачив кумиры, Я правде посвятил свой пламенный восторг; Не раз из непреклонной лиры Он голос мужества исторг. Мой Аполлон – негодованье! При пламени его с свободных уст моих Падет бесчестное молчанье И загорится смелый стих. Негодование! огонь животворящий! Зародыш лучшего, что я в себе храню, Встревоженный тобой, от сна встаю И, благородною отвагою кипящий, В волненьи бодром познаю Могущество души и цену бытию. Всех помыслов моих виновник и свидетель, Ты от немой меня бесчувственности спас; В молчаньи всех страстей меня твой будит глас: Ты мне и жизнь и добродетель! Поклонник истины в лета, Когда мечты еще приятны, – Взывали к ней мольбой и сердце и уста, Но ветер разносил мой глас, толпе невнятный. Под знаменем ее владычествует ложь; Насильством прихоти потоптаны уставы; С ругательным челом бесчеловечной славы Бесстыдство председит в собрании вельмож. Отцов народов зрел господствующих страхом, Советницей владык – губительную лесть; Печальную главу посыпав скорбным прахом, Я зрел: изгнанницей поруганную честь, Доступным торжищем – святыню правосудья, Служенье истине – коварства торжеством, Законы, правоты священные орудья, Щитом могучему и слабому ярмом. Зрел промышляющих спасительным глаголом, Ханжей, торгующих учением святым, В забвенья бога душ – одним земным престолам Кадящих трепетно, одним богам земным. Хранители казны народной, На правый суд сверитесь вы; Ответствуйте: где дань отчаянной вдовы? Где подать сироты голодной? Корыстною рукой заграбил их разврат. Презрев укор людей, забыв небес угрозы, Испили жадно вы средь пиршеских прохлад Кровавый пот труда и нищенские слезы; На хищный ваш алтарь в усердии слепом Народ имущество и жизнь свою приносит; Став ваших прихотей угодливым рабом, Отечество от чад вам в жертву жертвы просит. Но что вам? Голосом алкающих страстей Мать вопиющую вы дерзко заглушили; От стрел раскаянья златым щитом честей Ожесточенную вы совесть оградили. Дни ваши без докук и ночи без тревог. Твердыней, правде неприступной, Надменно к облакам вознесся ваш чертог, И непорочность, зря дней ваших блеск преступный, Смущаясь, говорит: «Где ж он? где ж казни бог? Где ж судия необольстимый? Что ж медлит он земле суд истины изречь? Когда ж в руке его заблещет ярый меч И поразит порок удар неотразимый?» Здесь у подножья алтаря, Там у престола в вышнем сане Я вижу подданных царя, Но где ж отечества граждане? Для вас отечество – дворец, Слепые властолюбья слуги! Уступки совести – заслуги! Взор власти – всех заслуг венец! Нет! нет! не при твоем, отечество! зерцале На жизнь и смерть они произнесли обет: Нет слез в них для твоих печалей, Нет песней для твоих побед! Им слава предков без преданий, Им нем заветный гроб отцов! И колыбель твоих сынов Им не святыня упований! Ищу я искренних жрецов Свободы, сильных душ кумира – Обширная темница мира Являет мне одних рабов. О ты, которая из детства Зажгла во мне священный жар, При коей сносны жизни бедства, Без коей счастье – тщетный дар, Свобода! пылким вдохновеньем, Я первый русским песнопеньем Тебя приветствовать дерзал; И звучным строем песней новых Будил молчанье скал суровых И слух ничтожных устрашал. В век лучший вознесясь от мрачной сей юдоли, Свидетель нерожденных лет – Свободу пел одну на языке неволи, В оковах был я, твой поэт! Познают песнь мою потомки! Ты свят мне был, язык богов! И мира гордые обломки Переживут венцы льстецов! Но где же чистое горит твое светило? Здесь плавает оно в кровавых облаках, Там бедственным его туманом обложило, И светится едва в мерцающих лучах. Там нож преступный изуверства Алтарь твой девственный багрит; Порок с улыбкой дикой зверства Тебя злодействами честит. Здесь власть в дремоте закоснелой, Даров небесных лютый бич, Грозит цепьми и мысли смелой, Тебя дерзающей постичь. Здесь стадо робкое ничтожных Витии поучений ложных Пугают именем твоим; И твой сообщник– просвещенье С тобой, в их наглом ослепленье, Одной секирою разим. Там хищного господства страсти Последнею уловкой власти Союз твой гласно признают; Но под щитом твоим священным Во тьме народам обольщенным Неволи хитрой цепь куют. Свобода! о младая дева! Посланница благих богов! Ты победишь упорство гнева Твоих неистовых врагов. Ты разорвешь рукой могущей Насильства бедственный устав И на досках судьбы грядущей Снесешь нам книгу вечных прав, Союз между граждан и троном, Вдохнешь в царей ко благу страсть, Невинность примиришь с законом, С любовью подданного власть. Ты снимешь роковую клятву С чела поникшего к земле И пахарю осветишь жатву, Темнеющую в рабской мгле. Твой глас, будитель изобилья, Нагие степи утучнит, Промышленность распустит крылья И жизнь в пустыне водворит; Невежество, всех бед виновник, Исчезнет от твоих лучей, Как ночи сумрачный любовник При блеске утренних огней. Он загорится, день, день торжества и казни, День радостных надежд, день горестной боязни! Раздастся песнь побед, вам, истины жрецы, Вам, други чести и свободы! Вам плач надгробный! вам, отступники природы! Вам, притеснители! вам, низкие льстецы! Но мне ли медлить? Грязную их братью Карающим стихом я ныне поражу; На их главу клеймо презренья положу И обреку проклятью. Пусть правды мстительный Перун На терпеливом небе дремлет, Но мужественный строй моих свободных струн Их совесть ужасом объемлет. Пот хладный страха и стыда Пробьет на их челе угрюмом, И честь их распадется с шумом При гласе правого суда. Страж пепла их, моя недремлющая злоба Их поглотивший мрак забвенья разорвет И, гневною рукой из недр исхитив гроба, Ко славе бедственной их память прикует.
Ноябрь 1820 г.
Анализ стихотворения Вяземского «Негодование»
Изобличительное стихотворение «Негодование» было написано Петром Андреевичем Вяземским в 1820 году. Известно, что с 1817 по 1820 гг. Пётр Андреевич служил в Польше. Поэта, которого отвращало самодержавие с его крепостным правом, несовершенной политической системой и другими недостатками, вдохновила польская система правления. По возвращении Вяземский обсуждал проекты конституции с самим императором Александром I. Однако скоро царь отказался от либеральной политики, и прогрессивные идеи сменились консервативными, что вызвало бурный протест поэта, отражённый в стихотворении «Негодование».
Произведение состоит из 181 строки, его структура постоянно меняется от классических четверостиший до шестистиший. Стихотворный размер – ямб.
В первых строфах стихотворения содержится краткая предыстория. Поэт рассказывает о своей молодости, наполненной неоправдавшимися надеждами. Место юношеского пыла в сердце поэта занимает гнев, который не позволяет ему молчать о творящихся беззакониях. Лирический герой избирает путь проповедования свободы и истины.
Поэт критикует русское рабство (крепостное право), злоупотребления и пренебрежения законом, чиновничий произвол, бездействие тех, кто должен обеспечивать порядок в государстве. Вяземский обвиняет власть предержащих в том, что вместо облегчения судеб нуждающихся, они набивают карманы и мерятся богатством.
Самому императору не удаётся избежать обличения: поэт винит его в том, что тот предпочёл лесть и силу свободе и интеллектуальному развитию. С помощью намёков Пётр Андреевич напоминает о важности принятия конституции:
Свобода! О младая дева!
. . . . .
Снесёшь нам книгу вечных прав,
Союз между граждан и троном…
Высокая эмоциональность произведения поддерживается с помощью восклицаний («Нет! Нет! Не при твоём, отечество, зерцале!»), обращений, риторических вопросов («Где ж он? Где ж казни Бог? Где ж Судия необольстимый?»).
Многие события и современники иносказательно упоминаются в произведении молодым поэтом. Например, присоединения территорий благодаря обещанию хороших условий населяющим их народам приводятся в виде художественного образа:
Во тьме народам обольщенным
Неволи хитрой цепь куют.
«Негодование» было опасным стихотворением, за которое поэт мог получить существенное наказание, несмотря на то, что и так уже преследовался властями. Поэтому самые важные идеи в произведении переданы с помощью метафор.
В финале поэт предрекает процветание приверженцам идей свободы и истины, а царству беззакония и лжи сулит гибель. Это эмоциональное пророчество вызвало бурную реакцию у современников, и до сих пор находит отклик у новых поколений читателей.