«Посидим в тишине» Е. Благинина
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Анализ стихотворения Благининой «Посидим в тишине»
Хорошие детские стихотворения, по мнению многих психологов и педагогов, должны не только развлекать малышей, но и воспитывать – прививать важные мысли, знакомить с правилами поведения, а также учить новым словам и выражениям. Произведение Елены Александровны Благининой (1903 – 1989) «Посидим в тишине» удовлетворяет этим условиям.
Повествование в стихотворении ведётся от лица ребёнка, девочки младшего школьного возраста. Автор часто использует местоимение «я», так маленьким читателям легче примерить роль героини на себя.
Девочка рассказывает, что её мама прилегла поспать. Как заботливая дочь, героиня старается не побеспокоить сон уставшей родительницы, хотя ей самой спать не хочется. Поэтесса объясняет состояние девочки в виде беседы с солнечным лучом:
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Очень подробно лирическая героиня перечисляет, чем бы она могла занять себя, если бы не мамин отдых. Здесь и пение, и чтение, и подвижные игры с мячом, и шутки, которыми она могла бы себя рассмешить. Но девочка очень хорошо понимает, что не должна шуметь, и лучик света с ней соглашается:
– Ничего, шептал он будто, –
Посидим и в тишине!..
Поэтесса делает героиню близкой маленьким читателям с помощью эмоционально окрашенной прямой речи. В тексте много восклицаний: «Да мало ль я чего хочу!», «Ну, и я играть не стала!». Автор использует анафоры: «Я бы…», «Я б…», что придаёт строкам черты настоящей речи ребёнка. Кроме того, автор постоянно упоминает различные детские игрушки (мяч, волчок), занятия, которые любят дети. Это позволяет читателям ассоциировать себя с девочкой, а это в свою очередь помогает автору донести до детей свою мысль.
Главная идея произведения – отзывчивость и забота о матери. То, что родители должны заботиться о своих детях, известно всем. Но не менее важно научить малышей быть внимательными по отношению к тем, кто их любит и кого любят они сами. Поэтому-то маленькая героиня так спокойно соглашается с тем, что ей придётся на какое-то время отказаться от развлечений. Автор не зря приводит так много детских забав, так ярко описывает, как могла бы девочка повеселиться, в то время как отдых мамы обозначен буквально в двух словах. Поэтесса противопоставляет всевозможные игры девочки одному событию – сну матери, подчёркивая тем самым его значимость для ребёнка.
Таким образом, это стихотворение идеально подходит для чтения и разучивания с детьми. Оно не только лёгкое для понимания, но и воспитывает в детях важные качества – внимательность, доброту и самоотверженность по отношению к тем, кого любишь.
Автор: Елена Благинина