«Под каким созвездием…» А. Пушкин
* * * Под каким созвездием,
Под какой планетою
Ты родился, юноша?
Ближнего Меркурия,
Аль Сатурна дальнего,
Марсовой, Кипридиной?––––––Уродился юноша
Под звездой безвестною,
Под звездой падучею,
Миг один блеснувшею
В тишине небес.
1825 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Под каким созвездием…»
Незавершенное стихотворение «Под каким созвездием…», большинством исследователей отнесенное к 1825 году, не печаталось при жизни Пушкина. Впервые его обнародовал Морозов в 1916-ом. Произведение интересно сразу с нескольких точек зрения. Начнем с того, что оно показывает великого поэта как неплохого знатока астрономии. По мнению исследователя Алексеева, в библиотеке Пушкина находились новейшие книги, связанные с наукой о Вселенной. В стихотворении Александр Сергеевич упоминает сразу несколько светил: Меркурий, Сатурн, Марс, Киприда (имеется в виду Венера). Путем перечисления знаменитых планет поэт хочет сказать, что судьбой героя произведения управляют не какие-то известные небесные тела, а никому не знакомая звезда, появившаяся буквально на одно мгновение.
В стихотворении можно обнаружить аллюзии на биографию самого Пушкина. Когда-то Брюсов отметил в отрывке «Под каким созвездием…» намек то, что небесные тела способны воздействовать на человека и земной мир. Действительно, поэт мог выбрать конкретные планеты неспроста. В юности он планировал стать военным. Если бы желание сбылось, молодой человек оказался бы под покровительством Марса. В детстве Пушкина хотели отдать в иезуитский пансион. В таком случае будущий великий литератор оказался бы связанным с Сатурном. При верности представленного толкования падучая звезда становится символом выбранного Александром Сергеевичем пути, то есть поэзии. Столь пессимистичное отношение к своему предназначению обусловлено упадническими настроениями, для которых в 1825 году у Пушкина были все основания. В частности, в это время он находился в ссылке в Михайловском.
В произведении явно присутствует фольклорная стилизация. Об этом свидетельствует композиция наброска. В отрывке противопоставляются возможные варианты судьбы героя и его реальная жизнь. К так называемому приему отрицательного параллелизма Пушкин обращался не раз. Например, в «Песне о Стеньке Разине» и «Братьях-разбойниках». Признаки фольклорной культуры, встречающиеся в творчестве Александра Сергеевича, объясняются его деятельностью в Михайловском. Во время ссылки поэт активно изучал народные песни, внимательно слушал их и скрупулезно записывал. Кроме того, Пушкин был хорошо знаком с трудом «Простонародные песни нынешних греков», где упоминался отрицательный параллелизм.