Как писать стихи

«Наши царства» М. Цветаева


«Наши царства» Марина Цветаева

Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе — феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.

Мы обе — феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам — для них совсем туманно:
Как и на всe — на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи — дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещe невзрослый передаст ли стих?

Анализ стихотворения Цветаевой «Наши царства»

Стихотворение «Наши царства» относится к раннему, подростковому периоду творчества Марины Ивановны Цветаевой. Мы не знаем точной даты создания этого произведения, но известно, что оно попало в «Вечерний альбом» – первый сборник поэтессы, куда вошли её школьные работы. Эта книга была впервые опубликована в 1910 году в московском издательстве «Мусагет».

«Наши царства» является ярким примером нежной юношеской лирики. Всё в стихотворении буквально пропитано сладким духом невинности и свободы. Взять хотя бы сюжет произведения, в котором повествуется о летних приключениях двух девочек-подружек. Поэтесса, выступающая в качестве лирической героини, любовно следит за их шалостями. Вот они ранним утром тихонько прокрадываются мимо спален родителей и ускользают в бескрайние поля, чтобы вдоволь порезвиться. Вот они скачут, словно маленькие ловкие обезьянки, по ветвям деревьев. Вот пляшут, мчатся наперегонки, изображают бесстрашных рыцарей, размахивая кусками палок, представляя, что это славные мечи.

В этом стихотворении мы чувствуем великую силу воображения, присущую детям. Героини называют себя феями, представляя, что весь окружающий их мир – это их владения. Автор использует анафору, показывая, как различны представления малышей и взрослых о жизни. В первый раз поэтесса говорит
Мы обе – феи, добрые соседки…

В этих словах сквозит тепло и радость от самого существования. Когда же мы встречаем эту фразу снова, то она не звучит столь же задорно:
Мы обе – феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.

Вместе с героинями читатель словно сталкивается с прямолинейностью и суровостью взрослого взгляда на мир. Появляется резкое слово «дикие», которое указывает на то, что окружающим забавы девочек чужды и непонятны.

Интересен язык, которым пользуется поэтесса, чтобы воссоздать звонкую детскую речь. Благодаря таким словам, как «большие», «старшие» (в значении взрослые члены семьи), строки становятся очень правдоподобными, такими, будто их формулировал настоящий ребёнок.

Кроме того, повествование сдобрено эмоциональными высказываниями («странно!», «Ах, этот мир и счастье…»), которые делают его живым и ярким.

Конечно, мы понимаем сегодня, что дети, о каких идёт речь в стихотворении, не смогли бы создать такое произведение. Мы видим замысловато-изящные эпитеты («царственно-богаты»), живописные детали, на которые малыши ещё не обращают внимания («вишни прошлогодние во мху»). Однако эти особенности не мешают воспринимать произведение, как глоток живой воды из волшебного источника, который может самого зачерствевшего душой взрослого перенести в чудесную сказку его детства.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах