Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Летом» С. Чёрный

За селом на полной воле
Веет ветер-самолет.
Там картофельное поле
Все лиловеньким цветет.

А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.

Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать…

Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде…
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.

Солнце брызнуло полоской.
Тени вьются, словно дым.
Эх, разденусь за березкой,
Руки вытяну – и к ним!

1912 г.

Анализ стиха С. Черного «Летом»

Произведение написано в 1912 году поэтом, уже добившемся признания в литературных кругах. Оно входит в цикл «Веселые глазки». В рамках стихотворения поэт погружает читателя во внутренний мир маленького человека: ребенок описывает все, что видит на пути к пруду.

Несмотря на возраст, лирический герой – безусловно, счастливый человек (причем для счастья ему нужна самая малость) и отличный наблюдатель. Его взгляд охватывает многое, а незатейливый с виду рассказ рисует целостную картину действительности.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «веет ветер», «мелькнула лодка», «лежат рубашки», «грохочет дробь» – концентрирующую внимание на явлениях предметного мира;
  • сравнения – «синеет чашкой», «вьются словно дым» – помогают читателю зримо представить ситуацию;
  • метафору – «ветер-самолет», придающую тексту яркую, не связанную непосредственно с воздушным судном образность;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «на … воле веет ветер», «вечно с ветром не в ладу» – как средство звукописи;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лиловенькое», «рябинка», «тропинка», «березка» – отражают любовное, благоговейное отношение мальчика к родным местам;
  • олицетворения – «рябинка не в ладу с ветром (поскольку растет на открытом месте, и порывы ветра раскачивают, будто толкают деревце)», «тропинка бежит», «дробь грохочет»;
  • эпитеты – «острый блеск», «гулкий всплеск»;
  • умолчание – «ивы клонятся к воде…»;
  • эллипсис – «руки вытяну – и (прыгну) к ним!» – придает стихотворению экспрессию;
  • ряд однородных членов предложения – «лодка, рябь, блеск» – детально описывает увиденное;
  • междометие «эх» выступает как слово-сигнал – оно заменяет целое предложение, лаконично описывая горячее желание героя стихотворения немедленно присоединиться к ребятам;
  • синекдоху – «поле цветет».

Следует пояснить смысл оборота «дробь вальков». Валек – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании, отсюда происхождение похожего на дробь звука. Поэт ненавязчиво описывает детали крестьянского быта: картофель давно высажен и уже цветет; пока ребятишки развлекаются, их мамы уже выстирали белье и полощут его на пруду: сочетание работы и отдыха гармонично и естественно.

Автор стихотворения учит детей ценить и труд, и прелесть погожего летнего дня, любить Родину, видеть красоту и многообразие окружающего мира.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах