«Летом» С. Чёрный
За селом на полной воле
Веет ветер-самолет.
Там картофельное поле
Все лиловеньким цветет.А за полем, где рябинка
Вечно с ветром не в ладу,
Сквозь дубняк бежит тропинка
Вниз к студеному пруду.Дружно выплыли утята.
Впереди толстуха-мать.
Облака плывут куда-то,
Пахнет мятой. Благодать…Пруд синеет круглой чашкой.
Ивы клонятся к воде…
На плоту лежат рубашки,
А мальчишки все в пруде.Солнце брызнуло полоской.
Тени вьются, словно дым.
Эх, разденусь за березкой,
Руки вытяну – и к ним!
1912 г.
Анализ стиха С. Черного «Летом»
Произведение написано в 1912 году поэтом, уже добившемся признания в литературных кругах. Оно входит в цикл «Веселые глазки». В рамках стихотворения поэт погружает читателя во внутренний мир маленького человека: ребенок описывает все, что видит на пути к пруду.
Несмотря на возраст, лирический герой – безусловно, счастливый человек (причем для счастья ему нужна самая малость) и отличный наблюдатель. Его взгляд охватывает многое, а незатейливый с виду рассказ рисует целостную картину действительности.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «веет ветер», «мелькнула лодка», «лежат рубашки», «грохочет дробь» – концентрирующую внимание на явлениях предметного мира;
- сравнения – «синеет чашкой», «вьются словно дым» – помогают читателю зримо представить ситуацию;
- метафору – «ветер-самолет», придающую тексту яркую, не связанную непосредственно с воздушным судном образность;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «на … воле веет ветер», «вечно с ветром не в ладу» – как средство звукописи;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лиловенькое», «рябинка», «тропинка», «березка» – отражают любовное, благоговейное отношение мальчика к родным местам;
- олицетворения – «рябинка не в ладу с ветром (поскольку растет на открытом месте, и порывы ветра раскачивают, будто толкают деревце)», «тропинка бежит», «дробь грохочет»;
- эпитеты – «острый блеск», «гулкий всплеск»;
- умолчание – «ивы клонятся к воде…»;
- эллипсис – «руки вытяну – и (прыгну) к ним!» – придает стихотворению экспрессию;
- ряд однородных членов предложения – «лодка, рябь, блеск» – детально описывает увиденное;
- междометие «эх» выступает как слово-сигнал – оно заменяет целое предложение, лаконично описывая горячее желание героя стихотворения немедленно присоединиться к ребятам;
- синекдоху – «поле цветет».
Следует пояснить смысл оборота «дробь вальков». Валек – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании, отсюда происхождение похожего на дробь звука. Поэт ненавязчиво описывает детали крестьянского быта: картофель давно высажен и уже цветет; пока ребятишки развлекаются, их мамы уже выстирали белье и полощут его на пруду: сочетание работы и отдыха гармонично и естественно.
Автор стихотворения учит детей ценить и труд, и прелесть погожего летнего дня, любить Родину, видеть красоту и многообразие окружающего мира.
Автор: Саша Чёрный