«Надеждой сладостной младенчески дыша…» А. Пушкин
* * * Надеждой сладостной младенчески дыша,
Когда бы верил я, что некогда душа,
От тленья убежав, уносит мысли вечны,
И память, и любовь в пучины бесконечны, –
Клянусь! давно бы я оставил этот мир:
Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,
И улетел в страну свободы, наслаждений,
В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
Где мысль одна плывет в небесной чистоте…Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;
Мой ум упорствует, надежду презирает…
Ничтожество меня за гробом ожидает…
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно… И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
1823 г.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Надеждой сладостной младенчески дыша…»
Стихотворение было написано в 1823 г. в период кишиневский ссылки. Это время отмечено нарастанием разлада с политическими активистами тайных обществ, будущими декабристами. Росло разочарование поэта в прежних идеалах. Можно сказать, что Пушкин переживал духовный кризис. В рамках представленного стихотворения поэт пытается осмыслить жизнь, напряженно размышляет о посмертной участи и собственном интеллектуальном наследии.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- многосоюзие – «и память, и любовь», «ни мысль, ни любовь» – концентрируя внимание на каждом слове, позволяет выделить ключевые понятия, ценностные ориентиры автора;
- риторические восклицания – «Клянусь!», «Как, ничего!», «Ни мысль, ни первая любовь!», «Мне страшно!..» – отражают глубину отчаяния лирического героя при мысли о безвозвратной утрате самого дорогого – индивидуального опыта;
- метафору – «младенчески дыша надеждой», то есть наивно, по-детски надеясь не несбыточное, концентрироваться на этой надежде;
- инверсию – «надеждой сладостной», «мысли вечны», «пучины бесконечны», «образ милый», «в душе моей унылой» – она позволяет гармонично зарифмовать строки;
- олицетворения – «душа, … убежав, уносит», «ум упорствует, презирает», «образ таился, пылал» – позволяют точнее, нагляднее передать авторский посыл;
- эпитеты – «сладостная надежда», «вечны мысли», «бесконечны (то есть бездонные) пучины», «уродливый кумир», «небесная чистота», «обманчивая мечта», «милый образ» – являются способом выразить личное оценочное мнение;
- лексический повтор – «в страну свободы, … в страну, где смерти нет» – создает смысловой акцент, усиливает выразительность высказывания;
- умолчание – «мысль … плывет в небесной чистоте…»;
- перифраз «гроб» подразумевает окончание земной жизни;
- антонимы – «жизнь – смерть».
Пресловутая страна свободы не является конкретным географическим понятием. Это некое идеализированное пространство, где можно чувствовать себя независимым, подобие рая, где возможно бесцензурное творчество.
Характерно, что двадцатичетырехлетний поэт называет жизнь уродливым кумиром (объектом поклонения). Это трагический знак не только разочарования и безысходности, владеющих Пушкиным, но и его трезвой оценки действительности. Он хочет жить долго, но при условии, чтобы душу освещали и мятежное пламя вдохновенья, и ровный огонь милых сердцу воспоминаний.