«А. Л. Бржеской (Далёкий друг, пойми мои рыданья…)» А. Фет
Далёкий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?Где ж это всё? Ещё душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки – и замрут опять.Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека́ мне голос твой принёс.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье. –
Прочь этот сон, – в нём слишком много слёз!Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя.
28 января 1879 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883). Раздел «Послания».
Анализ стихотворения Фета «А. Л. Бржеской»
С четой Бржеских А. А. Фет познакомился в Новороссии в 1845 году. Супруги были большими поклонниками творчества Фета. Молодых людей объединяла любовь к поэзии, а затем и взаимная поддержка и сочувствие. С Бржескими установились очень тёплые близкие отношения; поэт неоднократно посвящал друзьям трогательные стихотворения. Когда в 1868 году умер Александр Фёдорович Бржеский, Афанасий Афанасьевич даже предлагал его вдове, Александре Львовне, переехать в его имение, но продолжительная болезнь не позволяла ей решиться такую поездку.
Тем не менее связь между двумя этими родственными душами не слабела. Поэт не прекращал переписку с Бржеской до конца дней. Александре Львовне посвящено немало стихотворений, вышедших из-под пера Афанасия Афанасьевича. Среди них и «Далёкий друг, пойми мои рыданья…», которое поэт сочинил 28 января 1879 года. В нём уже немолодой Фет обращается к подруге со словами утешения и ободрения, одновременно успокаивая и себя самого.
Впервые произведение было опубликовано в журнале «Огонёк» в 1879 году. Оно состоит из пяти четверостиший, написанных пятистопным ямбом. Строки рифмуются перекрёстно, образуя схему abab. В стихотворении поэт говорит от первого лица.
В основе сюжета произведения лежит рефлексия автора. Афанасий Афанасьевич, обращаясь к Александре Львовне, вспоминает прекрасные дни молодости и делает выводы о прожитой жизни. Прошлое предстаёт в стихотворении как водоворот удивительных событий. Автор перечисляет ценности, являвшиеся для него главными святынями. Среди них любовь, красота, добро. Интересно, что поэт говорит об этих идеалах, не применяя выразительных эпитетов, в то время как для критиканов и хулителей использует более пространные определения («бездушные и праздные умы»). Думается, что поэт хотел этим показать, что эти ценности не нуждаются в украшениях, они сами по себе прекрасны и достойны преклонения.
Но не только негативные явления заслуживают эффектного слова поэта. Свою собеседницу и соратника Афанасий Афанасьевич тоже одаряет проникновенными выражениями. Поэт называёт её далёким другом, а её воздействие на себя – пафосным эпитетом «высокое волненье». Её образ можно назвать лучом света в царстве страдания, связанного с наступлением старости.
Известно, что сама Александра Львовна высоко оценила это произведение. В письме Афанасию Афанасьевичу она не скрывала восторга, называя его «тысячу раз хорошим, прелестным стихотворением». Также женщина сообщала, что вслух прочитала стихи на могиле покойного супруга, и это пробудило в ней воспоминания о его голосе и заставило пролить слёзы.