«В родной поэзии совсем не старовер…» В. Рождественский
* * * В родной поэзии совсем не старовер,
Я издавна люблю старинные иконы,
Их красок радостных возвышенный пример
И русской красоты полет запечатленный.Мне ведома веков заветная псалтырь,
Я жажду утолять привык родною речью,
Где ямбов пушкинских стремительная ширь
Вмещает бег коня и мудрость человечью.В соседстве дальних слов я нахожу родство,
Мне нравится сближать их смысл и расстоянья,
Всего пленительней для нёба моего
Раскаты твердых «р» и гласных придыханья.Звени, греми и пой, волшебная струя!
Такого языка на свете не бывало,
В нем тихий шелест ржи, и рокот соловья,
И налетевших гроз блескучее начало.Язык Державина и лермонтовских струн,
Ты – половодье рек, разлившихся широко,
Просторный гул лесов и птицы Гамаюн
Глухое пение в виолончели Блока.Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.В неповторимые, большие времена
Народной доблести, труда и вдохновенья
Дай бог нам русский стих поднять на рамена,
Чтоб длилась жизнь его, и сила, и движенье!
Анализ стиха В. Рождественского «В родной поэзии совсем не старовер…»
В отличие от своего некогда популярного однофамильца Всеволод Александрович никогда не собирал огромные залы, он не был известен широкой публике и его не освещали телевизионные софиты. Родившийся в 1895 году юноша, сын царскосельского протоирея, из «младших акмеистов вырос сначала в бойца за первое в мире государство рабочих и крестьян, а затем в настоящего поэта-патриота.
Стихотворения славит красоту и величие родного языка, русской культуры в целом и подчеркивает их непреходящее значение для каждого россиянина.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «родная поэзия», «возвышенный пример», «заветная псалтырь», «стремительная ширь», «блескучее начало», которые становятся яркими характеристиками явлений;
- инверсию – «красок радостных», «полет запечатленный», «веков псалтырь (то есть сконцентрированная мудрость)», «утолять привык», формирующую стихотворный размер;
- олицетворения – «придыханья гласных», «притупить слух», «выплавив строку»;
- развернутые метафоры – «жажду утолять … родною речью», «ширь ямбов вмещает бег и мудрость», «ширь ямбов», придающие речи удивительную образность;
- риторические восклицания – «Звени, … волшебная струя!», «Дай бог … поднять..!», отмечающие моменты взлета авторских эмоций;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «звени, греми, пой», «сберечь, не притупить, дождаться», «половодье, гул, пение», «доблесть, труд, вдохновенье», которые позволяют предельно точно выразить мысль;
- синонимы – «рокот, гул»;
- многосоюзие – «и шелест, и рокот, и начало»;
- перифразы – «лермонтовские струны», «виолончель Блока» , автор иносказательно говорит о творчестве великих поэтов;
- устаревшую лексику – «рамена», то есть плечи;
- религиозную лексику – «старовер», «иконы», «псалтырь», «дай нам бог», частотность которой объясняется отчасти религиозным опытом, отчасти – благоговейным – сродни религиозному – поклонением родной речи.
Псалтырь – библейская книга псалмов (благочестивых песен), читаемых при разных жизненных испытаниях. Гамаюн – в русской культуре мифическая райская птица-вещунья, придающая произведениям исторический контекст. Старовер в переносном смысле – человек, который придерживается старых привычек, правил, вкусов.
В рамках стихотворения автор декларирует тот факт, что он открыт новым веяниям в творчестве, но никоим образом не отвергает значения литературных гигантов прошлого – Державина, Пушкина, на плечах которых стоит русская классическая поэзия.
Автор: Всеволод Рождественский