«Тёплый ветер тихо веет…» А. Фет
* * * Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.И далеко меж курганов
Темно-серою змеей
До бледнеющих туманов
Пролегает путь родной.К безотчетному веселью
Подымаясь в небеса,
Сыплют с неба трель за трелью
Вешних птичек голоса.
1845 г.
Анализ стихотворения Фета «Теплый ветер тихо веет…»
Стихотворение «Тёплый ветер тихо веет…» состоит из трёх четверостиший. Строки написаны четырёхстопным хореем и рифмуются перекрёстно. Автор является лишь рассказчиком, а повествование идёт от третьего лица.
Журнал «Отечественные записки» опубликовал это произведение А. А. Фета в 1845 году. Интересно, что напечатана была ранняя редакция стихотворения, в которой присутствовала ещё одна строфа. Как раз в ней лирический герой присутствует. Вот текст этого четверостишия:
С думой лёгкой, с думой страстной
Я гляжу на дальний путь –
И надеждою напрасной
Молодая млеет грудь.
Строфа, в которой появляется лирический герой, добавляет стихотворению непосредственности и эмоциональности. В ней можно обнаружить градацию, сосредотачивающую внимание читателя на непрекращающейся умственной работе персонажа, несмотря на то, что его мысли названы лёгкими и страстными. Здесь же мы видим любопытное явление: автор подбирает такие эпитеты, которые начинаются с той же буквы, что и соседнее слово (Надежда Напрасная, Молодая Млеет). Благодаря этой аллитерации создаётся впечатление, что стихи звучат медленно и тягуче и напоминают пение птиц.
Также аллитерация присутствует в начальных строках произведения. Бросается в глаза повторение согласных «т», «п» в словах «цепь», «веет», «тихо», «степь», «тёплый». Всё это глухие звуки, которые призваны воссоздать негромкое дыхание ласкового весеннего ветерка.
Но нельзя сказать, что без выпущенной строфы строки становятся сухими и скучными. Вместо изображения субъективных переживаний действующего лица читатель получил нежную пейзажную лирику.
Деликатность стихотворению придают отточенные эпитеты. Обратим внимание, как такие выражения, как «тёплый ветер», «свежая жизнь», «вешние птички», «путь родной», «безотчётное веселье», сообщают строкам удивительную мягкость и покой. Даже такие эпитеты, как «бледнеющий» и «тёмносерый», обозначающие не самые приятные оттенки в природной цветовой палитре, не портят картину.
То же самое можно сказать о метафоре «цепь курганов». Несмотря на использование наименований таких суровых вещей, нам не приходят в голову их натуралистичные образы. В сознании рождаются мягкие очертания зелёных холмов, а не резкие контуры величественных и пугающих погребальных насыпей, какими являются курганы.
Всё стихотворение пропитано безмятежностью. Представляется, что его действие разворачивается не в ту пору весны, когда все живые существа спешат насладиться солнечными деньками, а в самом начале этого времени года, когда природа только-только пробуждается от зимнего сна. В эту атмосферу весенней истомы не привносят оживления даже птичьи трели. Показательно, что птиц вообще-то и нет в тексте произведения, а мы слышим только их голоса.