«Немая тень» К. Бальмонт
Немая тень среди чужих теней,
Я знал тебя, но ты не улыбалась, –
И, стройная, едва-едва склонялась
Под бременем навек ушедших дней, –Как лилия, смущённая волною,
Склонённая над зеркалом реки, –
Как лебедь, ослеплённый белизною
И полный удивленья и тоски.
Сборник «Тишина» (1897). Раздел «В дымке нежно-золотой».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Немая тень»
Стихотворение написано в 1897 году, когда, напитавшись впечатлениями от зарубежных поездок, Константин Дмитриевич чувствует потребность в размышлении о высоких материях, в философском осмыслении действительности.
Произведение написано в импрессионистской манере, поскольку описывает мимолетное, зыбкое впечатление и напоминает картину, написанную акварелью. Оно словно наполнено воздухом и светом – на это косвенно указывают и слово «тень», и концентрирующее блики «зеркало реки», и ослепляющее сверкание воды.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «бремя дней», «зеркало реки», «полный удивленья … лебедь» – позволяющие точно описать картину мира при предельной краткости высказываний;
- олицетворения – «лилия, смущенная (колеблемая) волною», «ослепленный белизною», «ушедшие дни»;
- сравнения – «склонялась, как лилия, … как лебедь» – уподобления самым красивым созданиям природы, символам чистоты, отражают авторское отношение к лирической героине;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «тень среди … теней» – функция этого оборота, включающего однокоренные слова – выделение конкретного объекта среди множества других; дублирование наречия «едва-едва» создает звуковой акцент, выделяя ключевой момент повествования;
- ряды однородных членов предложения – «не улыбалась, склонялась», «смущенная, склоненная», «удивленья, тоски»;
- перифраз – «тень» – это ассоциация с реальным человеком, способным ее отбрасывать.
Миниатюрное произведение состоит всего из одного предложения. Между тем оно содержит законченную мысль о неуловимости впечатлений и мимолётности бытия – навек ушедших днях. Носителем идеи становится женский образ. Лирический герой пытается сформулировать конкретный посыл, но его захлестывают личные переживания, а наплывающие образы теснят мысли.
Произведение, отличающееся редкой музыкальностью речи, не содержит ничего лишнего, автора можно упрекнуть лишь тавтологии – использовании однокоренных глагола «склонялась» и причастия «склонённая».
Стихотворение пронизано грустью (это отсутствие улыбки лирической героини), осознанием изменчивости мира и необратимости перемен. В нем прослеживается мотив одиночества – это упоминание о тоске. Текст пробуждает в душе желание задуматься и создает сложное настроение: умиротворение и печаль одновременно.