«Медленно, тяжко и верно…» А. Блок
* * * Медленно, тяжко и верно
В черную ночь уходя,
Полный надежды безмерной,
Слово молитвы твердя,
Знаю – молитва поможет
Ясной надежде всегда,
Тяжкая верность заложит
Медленный камень труда.
Медленно, тяжко и верно
Мерю ночные пути:
Полному веры безмерной
К утру возможно дойти.
5 декабря 1900 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Ante Lucem» (1898–1900).
Анализ стихотворения Блока «Медленно, тяжко и верно…»
Герой ранних блоковских творений убежден, что удел истинного поэта – одинокий и трудный путь «за красотой», понимаемой как приближение к таинственному идеалу, божественной истине. В стихотворении «Не доверяй своих дорог…» субъект речи рекомендует всем «духом сильным», наделенным высоким даром художественного слова, остерегаться толпы почитателей – невежественной, несущей разрушение и лишающей вдохновения.
Путешествие героя-поэта по ночным дорогам сродни тяжелой работе – эта мысль отражена в начальной строке произведения 1900 г. Чтобы передать сложности творческой миссии, автор задействует комплекс однородных обстоятельств, выраженных тремя наречиями.
Сочетание лексем, представленное в зачине, выполняет несколько функций. Акцентируя семантику трудностей, оно задает особый ритмический рисунок текста – неторопливый темп трехстопной дактилической строки. Ряд из наречий звучит в качестве рефрена, дополняясь в концовке личной формой глагола «мерить». Значение последнего подчеркивает спокойное упорство путника: правильно, без лишних эмоций рассчитав силы, странник имеет все шансы преодолеть большое расстояние. Наконец, лексемы, однокоренные трем наречиям, служат основой для иносказательной конструкции. Здесь поэт оперирует отвлеченными категориями: «тяжкая верность» становится залогом успешного окончания творческой работы, метафорически уподобленной пути. В этом же эпизоде возникает еще один оригинальный троп. Он тоже относится к образу дороги, которая на этот раз ассоциируется с метонимической деталью – камнем, получающим необычное определение «медленный»: требующий времени, постоянных усилий, настойчивости.
Подобно сказочному персонажу, блоковский субъект речи имеет своих помощников: в качестве таковых часто фигурируют таинственные песня или голос, свет звезд или отблески рассветных лучей, огоньки далеких костров. В анализируемом тексте герой выступает убежденным христианином. Горячая молитва дарит ему «ясную» надежду, способную противостоять ночной тьме. К понятиям веры и надежды автор применяет одинаковый эпитет – «безмерная», тем самым демонстрируя глубинную связь двух философских категорий.
Осторожный оптимизм – существенная черта психологического портрета лирического субъекта. Показателен сдержанный вывод умудренного опытом героя-странника: если соблюсти все условия, то «возможно» к утру достичь цели.