Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Старость» Н. Заболоцкий

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, –
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.

Изнемогая, как калеки,
Под гнетом слабостей своих,
В одно единое навеки
Слились живые души их.

И знанья малая частица
Открылась им на склоне лет,
Что счастье наше – лишь зарница,
Лишь отдаленный слабый свет.

Оно так редко нам мелькает,
Такого требует труда!
Оно так быстро потухает
И исчезает навсегда!

Как ни лелей его в ладонях
И как к груди ни прижимай, –
Дитя зари, на светлых конях
Оно умчится в дальний край!

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, –
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.

Теперь уж им, наверно, легче,
Теперь всё страшное ушло,
И только души их, как свечи,
Струят последнее тепло.

Дата создания: 1956 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Старость»

Произведение 1956 г., завершающее цикл «Последняя любовь», снимает драматизм интимного переживания, который определял интонационный рисунок предыдущих стихотворений. Умиротворенное, ясное и спокойное настроение приходит на смену круговерти «багрового хоровода», которому уподоблены эмоции влюбленного, страдающего от тревожных предчувствий. Благотворные перемены психологического облика своего лирического героя автор ассоциирует с понятием старости – возрастного периода, когда мудрая душа избавляется от наносного, преходящего, несущего суету и смятение.

В центре образной системы текста – портрет милой пожилой пары, совершающей неторопливые прогулки в погожие осенние дни. Субъект речи не сообщает имена стариков, используя для их обозначения местоимения третьего лица. Лаконичное описание внешнего облика персонажей также выполнено в традиционном ключе: «он» держит в руках палку, «она» – зонт.

Три однородных определения, открывающие зачин, указывают не столько на детали портрета, сколько на особенности поведения, определяемые психологическим типом героев. Именно к нему приковано основное внимание лирического повествователя. Немногословность пары, их мягкие уважительные отношения – качества приобретенные, выстраданные разногласиями молодости и зрелости.

Содержание центральных строф отдаляется от образов главных персонажей, соотносимых с настоящим. Этот фрагмент представляет собой своеобразную предысторию отношений влюбленных. Их совместный путь к духовному просветлению пролегал через конфликты и страдания, преодоление слабостей. Пережитое сплотило пару, открыв ей важнейшую истину: счастье мимолетно, и его приход – не случайность, а результат созидательного труда, выстраивания длительных доверительных взаимоотношений.

Изображая отвлеченное понятие счастья, поэт моделирует его перифразы: «зарница», отдаленный отблеск, «дитя зари». Последний из вариантов является основой для выразительного образа, иллюстрирующего переменчивый характер земной гармонии. Не соблазнившись на заботу и ласку, счастье-всадник выбирает свободу и стремительно удаляется прочь.

Мотив горения служит для описания характеристик внутреннего состояния героев. Спокойное пламя свечи символизирует мудрую старость. Его теплый свет противопоставлен конфликтному периоду жизни – «мгле существованья». Последняя озаряется лишь медленным «светом страданья», который отождествляется со страстями, владевшими лирической парой.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах