«Два солнца стынут, – о Господи, пощади!..» М. Цветаева
* * * Два солнца стынут, – о Господи, пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.Как эти солнца, – прощу ли себе сама? –
Как эти солнца сводили меня с ума!И оба стынут – не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.
6 октября 1915 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Два солнца стынут, – о Господи, пощади!..»
Для Цветаевой суть жизни заключалась в постоянной двойственности: земное – божественное, тьма – свет, чистота – греховность. Причем для нее всегда важнее было то, что относится к душе. В этом контексте любопытно замечание поэтессы, касающееся пушкинского «Евгения Онегина». Быт дворян первой половины девятнадцатого века, показанный в произведении, ей казался неинтересным. Единственное оправдание его появлению: «Нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты». В собственной жизни, в своем творчестве Марина Ивановна в первую очередь опиралась на жизнь души, стараясь максимально отстраниться от плена плоти. Обычные люди с их мелочными заботами и повседневными проблемами были не столько безразличны ей, сколько противны.
С учетом всего вышесказанного весьма характерным для лирики Цветаевой выглядит стихотворение «Два солнца стынут, – о Господи, пощади!..», датированное октябрем 1915 года. Его смысловые рамки расширяются посредством использования метафорического переноса. В тексте совмещаются два значения слова «солнце». Прямое – «небесное светило». Переносное – «сердце». Прибегнув к этому приему, Марина Ивановна демонстрирует читателям полноту, силу любовного чувства, которое испытывает лирическая героиня. Впрочем, стихотворение относится не только к интимной поэзии. Здесь есть и тема творчества. Раскрывается она через отсылку к лирике Пушкина, конкретнее – к программному стихотворению «Пророк». У героя произведения Александра Сергеевича пылал в груди уголь, выступавший в роли символа невероятной силы поэтического провидения. У Цветаевой внутри жгло целое солнце. Вот только ошиблась Марина Ивановна, говоря, что оно остынет. До сих пор горит. Это хорошо чувствуется даже при весьма поверхностном и беглом прочтении лирики поэтессы.
В рассматриваемом стихотворении конфликт с давно принятыми обществом представлениями о справедливости, смысле жизни, зле и добре провоцирует бунт лирической героини. Этот дух противостояния ощущается и в других поэтических произведениях, где Дон Жуан разговаривает с Кармен, Офелия встает на защиту Гертруды. Присутствует он и в прозаическом рассуждении Цветаевой по поводу знаменитой басни Крылова – поэтесса объявляет положительным персонажем, заслуживающим сочувствия, Волка, а не Ягненка, как давно и повсеместно решено.