«З. Н. Гиппиус (Неколебимой истине…)» В. Брюсов
Неколебимой истине
Не верю я давно,
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья,
И Господа и Дьявола
Хочу прославить я.Когда же в белом саване
Усну, пускай во сне
Все бездны и все гавани
Чредою снятся мне.
Декабрь 1901 г.
Сборник «Urbi et orbi», раздел «Оды и послания».
Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «З. Н. Гиппиус»
Атеистические взгляды основоположник русского символизма и апологет декадентства автор вынес из семьи – ему запрещали читать исключительно религиозную литературу, которую он парадоксальным образом ассоциировал с «чертовщиной», «сказками». Неукротимая жажда жизни, противоречивые черты характера и тщеславие молодого талантливого литератора стали причиной того, что он долго не мог определить, чем займется. Ища новые формы творчества и эпатируя публику, В. Я. Брюсов полагал, что борется с дряхлым, отжившим миром, предрассудками.
Стихотворение «З. Н. Гиппиус» написано в сентябре 1901 года. Обаятельная и властная Гиппиус была центром литературного кружка, в котором бывал и Брюсов. Он перенял религиозно-философские идеи Зинаиды Николаевны, которые и изложил в стихотворении. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «плавала ладья», «хочу прославить я», «не верю я» – причем последний оборот вносит ноту тоски и безысходности, смысл, который автор, возможно, не хотел в него вложить;
- эпитеты – «неколебимая истина», «свободная ладья» – ярко характеризуют описываемые явления;
- оксюморон – «неколебимой истине не верю»;
- лексические повторы – «все моря, все пристани люблю, люблю равно (одинаково)», «все бездны и все гавани» – подчеркивают отсутствие самоограничений, провозглашаемых лирическим героем;
- многосоюзие – «И Господа и Дьявола» – выделяет оба понятия, неправомерно уравнивает их;
- контекстуальные антонимы – «Господь – Дьявол» – написание именований с заглавных букв говорит о значимости для автора их носителей;
- перифраз – «свободная ладья» – подразумевает полную свободу воли;
- устаревшую лексику – «ладья (большая парусная лодка)», «чреда (череда, последовательность)», придающую изложению черты архаики;
- контекстуальные антонимы – «бездны – гавани», «моря – пристани» – подразумевают полярные нравственные установки, поступки;
- аллитерация – «усну, пускай во сне».
Стихотворение не свободно от поэтических штампов, таких, как «белый саван». Центром мироздания в стихотворении выступает человек, сделавший моральный выбор, и его желания. Нельзя не отметить, что, позиционируя себя как атеиста, автор парадоксальным образом уверен, что, что загробная жизнь, в ходе которой он будет видеть спокойные сны, возможна. В реальности уход из жизни Валерия Яковлевича был безвременным и мучительным.