«Летом» И. Суриков
Вот и лето. Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарёю,
Нет совсем и ночи.По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займётся,
Звякают уж косы.И ложится под косАми
Травушка рядами…
Сколько гнёзд шмелиных срежут
Косари косами!Вот, сверкнув, коса взмахнула
И – одна минута –
Уж шмели вверху кружатся:
Нет у них приюта.Сколько птичьих гнёзд заденут
Косари косою!
Сколько малых птичьих деток
Покосят с травою!Им не враг косарь, – косою
Рад бы их не встретить;
Да трава везде густая –
Где ж их там заметить!..Поднялось и заиграло
Солнце над полями,
Порассыпалось своими
Жгучими лучами;По лугам с травы высокой
Росу собирает,
И от солнечного зноя
Поле высыхает.А косить траву сухую –
Не косьба, а горе!
Косари ушли, и сохнет
Сено на просторе.Солнце жарче всё и жарче:
На небе ни тучи;
Только вьётся над травою
Мошек рой летучий;Да шмели, жужжа, кружатся,
Над гнездом хлопочут;
Да кобылки, не смолкая,
На поле стрекочут.Вот и полдень. Вышли бабы
На поле толпами,
Полувысохшее сено
Ворошат граблями.Растрясают, разбивают,
По лугу ровняют;
А на нём, со смехом, дети
Бегают, играют.Растрясли, разворошили, –
С плеч долой забота!
Завтра за полдень другая
Будет им работа:Подгребать сухое сено,
Класть его копнами,
Да возить домой из поля,
Навивать возами.Вот и вечер. Солнце село;
Близко время к ночи;
Тишина в полях, безлюдье –
Кончен день рабочий.
1874 г.
Анализ стихотворения И. З. Сурикова «Летом»
Стихотворение «Летом» написано в 1874 году сложившимся признанным поэтом из народных низов, хорошо знакомым с бытом и традициями крестьянства, их тяжким трудом. В рамках произведения И. З. Суриков описывает начало летней страды, этапы работ по заготовке сена, причем делает это увлекательно и познавательно для детей, сосредотачивая внимание читателя на разных аспектах работы косарей.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- разговорные фразеологизмы – «нет мочи» – то есть нестерпимо, невыносимо, «с плеч долой» – так говорят о чем-нибудь, что не является предметом беспокойства, о чем можно больше не помнить;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «зорюшка», «травушка», «зорька», «детки», «кобылки» – отражают умилительное, трогательное отношение автора ко всему, что его окружает;
- ряды однородных членов предложения – «поднялось, заиграло, порассыпалось», «растрясают, разбивают, ровняют», «подгребать, класть, возить, навивать (накладывать вилами)» – помогают детально описывать ход событий, наполнять изложение действием;
- инверсию – «мошек рой летучий», «срежут косари», создающую акцент на последнем слове;
- аллитерацию и морфемные повторы – «жужжа, кружатся», «косари косами», «сохнет сено на просторе» – они словно имитируют жужжание насекомых и шорох скошенной травы;
- олицетворения – «шмели хлопочут», «коса взмахнула», «солнце заиграло»;
- сравнения – «вышли толпами»;
- риторические восклицания – «Где ж заметить!..», «С плеч долой забота!», отражают вовлеченность автора в происхолдящее, его близость с теми, о ком повествует;
- умолчание – «ложится травушка рядами…» – помогает изобразить результат труда, не говоря о нем напрямую;
- синонимы – «зной, жара», в том числе контекстуальные – «срежут, заденут»;
- синтаксический параллелизм – «Сколько гнезд срежут…!», «Сколько гнезд заденут…!», «Сколько деток покосят…!» – яркий, привлекающий к себе внимание эмоциональный прием;
- эпитеты – «жгучие лучи», «птичьи детки».
«Кобылка» в контексте речи – кузнечик.
Короткие летние ночи, когда «зорька сходится с зарею», не оставляют людям времени на отдых: трудовой день продолжается с первыми лучами солнца. Автор описывает не только напряжение сил людей, которые вышли в поле со своими семьями, но и неброскую красоту русской природы, прелесть погожего дня – его характерные краски и звуки.