Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Сижу задумчив и один…» Ф. Тютчев

* * *

Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
   Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов, в унынии моем,
   Не нахожу.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда?..
   Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
   За годом год.

За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек,
   Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет – так,
Но с новым летом – новый злак
   И лист иной.

И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
   И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
   Не расцветешь…

Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской –
   То знает бог?
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
   Последний вздох…

Дата создания: 1835 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Сижу задумчив и один…»

Стихотворение «Сижу задумчив и один…» было написано в 1835 году. Читая его, не верится, что оно написано тридцатидвухлетним человеком, счастливым мужем и отцом трех чудесных дочерей, делающим прекрасную придворную карьеру. Строгий и педантичный человек, Федор Иванович был склонен к самоанализу и философскому осмыслению всего сущего. Очевидно, что стихотворение было написано в минуту одиночества и тоски, когда поэта одолевали тяжелые раздумья.

Поэт использует такие выразительные средства:

  • инверсию – «любви не замер в ней … вздох», «на груди моей», позволяющую оформить необычный размер стихотворения;
  • метафору – «вздох любви», подчеркивающую неразрывное для автора единение любви и самой жизни;
  • немногочисленные эпитеты – «темное жерло», «бедный, бледный цвет (в значении цветок)», «последний вздох» – придают тексту образность и яркость;
  • риторические вопросы «Былое – было ли когда?», «Что ныне – будет ли всегда?», «…с каким блаженством …?» помогают автору выразить относительность всех переживаемых человеком чувств;
  • риторическое восклицание – «Что ж негодует человек …!» подчеркивает тщету мирской суеты;
  • лексический повтор – «быстро, быстро»;
  • кольцо – «оно пройдет – пройдет оно» – подчеркивает акцент на бренности всего земного;
  • стык (звуковой повтор на границе предложений) «за годом год. За годом год, за веком век…» одновременно оформляет умолчание и представляет аллитерацию;
  • эллипсис – «быстро вянет – но с новым летом (всходит) новый злак» – подчеркивает переменчивость, быстротекучесть жизни;
  • синтаксический параллелизм – «и снова будет все, и снова розы будут…» – отражает веру поэта в светлое будущее, новое рождение для новой жизни.

Книжная лексика «мыслю», «былое» придает произведению черты высокого стиля. Оборот «сей злак земной» в применении к человеку означает «земное порождение, земной продукт», «смертное создание».

Поэт-философ констатирует бесконечное повторение жизненных циклов – каждый раз на новом уровне, и вместе с тем уникальность каждой человеческой личности. Оплакивая судьбу сорванного цветка, поэт в минуту уныния оплакивает собственное невозвратимое прошлое.

Прибегая к философским обобщениям, Федор Иванович обозначает двойственный характер бытия: он отдает себе отчет с том, что «…розы будут цвесть, и терны (терновник, символ жизненных препятствий) тож…», то есть человеческая жизнь – это череда счастливых моментов и тяжких испытаний.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах