Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Зачем и о чём говорить?..» И. Бунин

* * *

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть –
И чем же? – одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Дата создания: 1889 г.

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?..»

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания – эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить?..» является бунинским прочтением знаменитого «Silentium!» Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», – таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса – «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения – отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


1 декабря 1869 г. родилась Мирра Лохвицкая - русская поэтесса, основоположница русской «женской поэзии» XX века.

28 ноября 1880 г. родился Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

27 ноября 1947 г. родился Григорий Остер, автор "Вредных советов".:
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах