«На прения с самим собою ночь…» И. Бродский
* * * На прения с самим
собою ночь
убив, глотаешь дым,
уже не прочь
в набрякшую гортань
рукой залезть.
По пуговицам грань
готов провесть.Чиняя себе правёж,
душе, уму,
порою изведешь
такую тьму
и времени и слов,
что ломит грудь,
что в зеркало готов
подчас взглянуть.Но это только ты,
и жизнь твоя
уложена в черты
лица, края
которого тверды
в беде, в труде
и, видимо, чужды
любой среде.Но это только ты.
Твое лицо
для спорящей четы
само кольцо.
Не зеркала вина,
что скривлен рот:
ты Лотова жена
и сам же Лот.Но это только ты.
А фон твой – ад.
Смотри без суеты
вперед. Назад
без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
раздроблен изнутри,
на ощупь тверд.
<1960-е>
Анализ стихотворения
Бродский – не просто выдающийся поэт двадцатого столетия, он еще и мыслитель, исследователь. Его лирика направлена одновременно и вверх – к звездам, к космосу, в бесконечное пространство вселенной, и вглубь – в чертоги человеческой души. Для Иосифа Александровича невероятно важным было изучение сознания и подсознания, иррациональной природы процессов творческих и мыслительных. Для проведения своих исследований он использовал широкий спектр средств – поэтических, философских, естественнонаучных. Подобный метод всестороннего изучения человека был бы невозможен без абсолютной внутренней свободы художника, которой Бродский обладал. Для него практически не существовало авторитетов. Кроме, пожалуй, Анны Андреевны Ахматовой да Джона Донна.
Стихотворение «На прения с самим…» написано в 1960-е годы. В центре повествования – человек, пытающийся разобраться в самом себе, стремящийся осмыслить происходящие с ним события, желающий понять окружающий мир. Лучшие часы для активной умственной деятельности – ночь – таинственная пора, когда стихает дневной шум и исчезает суета, когда мироздание дает шанс людям постичь бытийные тайны. При этом отведенных герою минут катастрофически не хватает. Копаясь в собственном внутреннем мире, скрупулезно разбирая его, он изводит столько времени и слов, «что ломит грудь». Последние три строфы произведения начинаются с одной и той же строки: «Но это только ты». Далее Бродский дает читателям ряд черт, которые характеризуют главного героя. Например, в предпоследней строфе утверждается, что он одновременно Лот и его супруга. Здесь Иосиф Александрович отсылает читателей к известной библейской легенде. Лот – благочестивый человек, спасшийся из разрушенного Содома. Покинуть город ему велели ангелы. Лоту удалось уйти вместе с женой и двумя дочерьми. Впрочем, супруга в итоге не выжила. Женщина, нарушив указания, обернулась назад, чтобы в последний раз взглянуть на покидаемый город, после чего превратилась в соляной столб. Образ ее впоследствии не раз встречался в произведениях искусства и толковался по-разному.
Стихотворение «На прения с самим…» можно рассматривать и в качестве довольно точного описания мучительного творческого процесса. Ночью пытается художник что-то создать, тратит на это время и силы, но ничего толкового в итоге не получает – только внутреннюю раздробленность.
Автор: Иосиф Бродский