«Поэзоконцерт» И. Северянин
Где свой алтарь воздвигли боги,
Не место призракам земли!
Мирра ЛохвицкаяВ Академии Поэзии – в озерзамке беломраморном –
Ежегодно мая первого фиолетовый концерт,
Посвященный вешним сумеркам, посвященный девам траурным…
Тут – газэллы и рапсодии, тут – и глина, и мольберт.Офиалчен и олилиен озерзамок Мирры Лохвицкой.
Лиловеют разнотонами станы тонких поэтесс,
Не доносятся по озеру шумы города и вздох людской,
Оттого, что груди женские – тут не груди, а дюшес…Наполняется поэтами безбородыми, безусыми,
Музыкально говорящими и поющими Любовь.
Золот гордый замок строфами, золот девушками русыми,
Золот юным вдохновением и отсутствием рабов!Гости ходят кулуарами, возлежат на софном бархате,
Пьют вино, вдыхают лилии, цепят звенья пахитос…
Проклинайте, люди трезвые! Громче, злей, воро́ны, каркайте! –
Я, как ректор Академии, пью за озерзамок тост!
1911 г.
Анализ стихотворения Северянина «Поэзоконцерт»
Стихотворение предваряет эпиграф из М. Лохвицкой, довольно популярной в свое время и в определенной среде поэтессой, которая была литературным кумиром Северянина. Именно ее идею алтаря богов разрабатывает Игорь Васильевич в стихотворении «Поэзоконцерт», и параллели очевидны: «алтарь богов» у Лохвицкой – «Академия Поэзии» у Северянина, «не место призракам земли» – «не доносится шум людской». Ирония судьбы в том, что Лохвицкую вспоминают сегодня исключительно в связи с Северяниным.
В рамках стихотворения Игорь Васильевич описывает воображаемый храм свободного искусства (Академию), наполненный цветами, поэтами и поэтессами в разноцветных одеждах, прекрасно проводящими время. Ощущение автором своей избранности подтверждает фраза «я …ректор Академии».
Многочисленные неологизмы являются компонентами стилистической манеры Северянина. Они придают изысканную ноту и значительно сокращают объем текста, хотя такая цель автором не ставилась. Чтобы передать значение некоторых, потребуется насколько предложений. Например, метафора «цепят звенья пахитос (папирос)» тремя словами описывает ситуацию, при которой обитатели озерзамка прикуривают от папирос друг друга (каждая из которых таким образом становится звеном воображаемой цепи), соприкасаясь (сцепляясь) их кончиками. Но нарочитая экстравагантность, усложняя восприятие, не заслоняет большого таланта автора и его виртуозного владения словом.
Набор выразительных средств, используемых автором, уникален, это:
- многочисленные авторские неологизмы – «озерзамок», «офиалчен», «олилиен», «лиловеют разнотонами», «цепят», удвоение согласной в слове «дюшес (сорт груш – автор обыгрывает сходство форм)» – призваны остановить, зафиксировать внимание читателя;
- эпитеты – «белокаменный озерзамок», «гордый замок», «фиолетовый концерт», вешние сумерки», «траурные девы», «юное вдохновение», «софный бархат (бархат соф, диванов)» – создают атмосферу таинственности;
- инверсия – «девам траурным», «мая первого», «в озерзамке беломраморном» – позволяет подчеркнуть значение заключительного слова строки;
- катахреза (сочетание несовместимых по значению слов) – «фиолетовый концерт»;
- анафора – «посвященный … сумеркам, посвященный девам…», «золот (ценен, привлекателен) строфами, золот девушками… , золот вдохновениями» – позволяет разносторонне охарактеризовать и концерт, и замок;
- эллипсис – «тут – (есть, находятся) газеллы, тут – (есть) и глина…», «…каркайте! – (все равно) я…пью» – дает возможность автору лаконично выразить свою мысль и одновременно создать интонационную паузу в месте пропуска;
- олицетворения – «станы лиловеют», «гордый замок»;
- синекдоха – «лиловеют станы поэтесс», «золот строфами, золот девушками», «вдыхают лилии», «ходят кулуарами», «пью тост»;
- метафора «цепят звенья пахитос»;
- аллитерация – «…разнотонами станы тонких поэтесс», «проклинайте, трезвые! Громче, вороны, каркайте!»;
- антитеза «не груди, а дюшесс» подчеркивает одухотворенность, отрешенность человека-творца от всего земного, в том числе от чувственного восприятия женских прелестей;
- антонимы противопоставляют людей, которые «пьют вино», «людям трезвым» и тем самым подчеркивают избранность, «особость» творческих людей;
- риторические восклицания – «Проклинайте…!», «… золот… отсутствием рабов!», «Громче… каркайте!», «Я пью тост!» – иллюстрируют авторскую экзальтацию;
- обращения – «люди трезвые», «вороны»;
- ряды однородных членов предложения – «газеллы, рапсодии, глина, мольберт», «безбородые, безусые, говорящие, поющие», «ходят, возлежат, пьют, вдыхают, цепят» – позволяет описать всю совокупность событий, явлений и действий персонажей.
Газелла (особая стихотворная форма) в контексте произведения символизирует поэзию, рапсодия – музыку, глина – ваяние, мольберт – изобразительное искусство. Таким образом, Академия Северянина оказывает покровительство всем видам искусства.
Автор: Игорь Северянин