«Букварик» Е. Благинина
За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет…
У меня теперь букварик
На моем столе живет.Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
«Нет чудесней ничего!»А– А-а-а, – заплакала Аленка.
– На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.Б– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.ВВарежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!ГГолодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!ДДождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!ЕЕле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.ЁЁлка в блёстках
Ледяных,
В тёплых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.ЖЖужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.ЗЗажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!ИИголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!Й– Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. –
Отвечает зайка:
– Не могу, больной.
– Ой-ой-ой, бедный!К– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква!
– Ку-ку!
– Ква-ква!
– Ку-ку, ку-ку!ЛЛомами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.ММарт месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники.ННяня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!ООткрыты окна широко,
За окнами – Ока.
А над Окою высоко,
Высoко – облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!ППросто прелесть эти пони!
– Папа, пони тоже кони?
Правда?РРебята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били…
Ребята рады были!ССлоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.Т«Ту – сто четырнадцать» в порту,
Как туча с громом на борту,
А наберет он высоту
И точкой станет…
Вот так «Ту»!УУ опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: – У-ух!
Филин: – У-ух!
У старушек замер дух –
Жутко!ФФорма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!Х– Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!ЦЦиркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!ЧЧетыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
– Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!ШШила шубку,
Сшила юбку;
Шила шапку,
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!ЩЩенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!ЪПодъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!ЫМы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву «Ы»ЬВьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!ЭЭхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
«Э-э-о-о-о-э!»ЮЮлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!ЯЯлик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!
Анализ стиха Е. Благининой «Букварик»
Творчество Елены Александровны Благининой является убедительной демонстрацией большой любви к детям и интереса в внутреннему миру ребенка. Поскольку адресат произведения «Букварик» – дошкольники и дети младшего школьного возраста, то к тексту предъявляются требования занимательности и наглядности одновременно, которые реализованы автором в полном объеме. К каждой букве поэтесса, опираясь на фольклорные формы, придумала иллюстрацию в виде яркого стишка-комментария с ее частотным употреблением.
Композиция стихотворения подчинена задаче закрепления знаний, соотносимых со зрительными образами, которые и создают выразительные средства. Они таковы:
- цитирование – «Нет чудесней ничего!»;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «букварик», «барашек», «дождик», «дружки», «зайка», «Анюточка», «Юленька», «суточки», «ножки», «каблучок», «реченька», «обезьянка», «хорошохонькие», исключительная частотность которых обусловлена тематикой и назначением произведения;
- сленговое слово «щен» – усечение помогает вписать его в метрический размер;
- олицетворения – «луна плывет», «букварик живет»;
- сравнения – «луна-фонарик», «как (словно) туча с громом на борту», которые облегчают детское восприятие;
- инверсию – «барашек белый», «наберет он», «замер дух»;
- риторические восклицания – «Полны у нас горсти!», «Хороша … Наташа!», «Он счастливым рос!», «Вот ведь как!» – концентрирующие внимание малышей;
- междометия и звукоподражательные слова – «гуль-гуль-гуль», «ой-ой-ой», «ква-ква», «ку-ку», «ах», «чуки-чуки-чуки», «чок», «э-э-о-о-о-э», «ту-ру-ру», богато окрашивающие речь;
- многочисленные обращения – «галки», «воробьи», «голуби», «зайки», «папа», имеющие призывную функцию и организующие эмоциональную связь маленького читателя с персонажами стихотворения;
- риторические вопросы – «Запустим звездолет … ?!», «Правда?», вовлекающие малышей в диалог с автором;
- аллитерацию – «Дождик, дождик, подожди!», «Хороша … Наташа!», «наш Яшка» – как эффектное средство звукописи;
- перифраз – «кожух», образное название надкрыльев жука;
- метафору – «клочья от зимы»;
- эпитеты – «смоляные слезки», «ледяные блестки».
Значение названия – первый в жизни каждого человека учебник как кладовая начальных знаний о родном языке, возвращающий в чудесный мир детства даже взрослых.
Автор: Елена Благинина