Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Букварик» Е. Благинина

За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет…
У меня теперь букварик
На моем столе живет.

Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
«Нет чудесней ничего!»

А

– А-а-а, – заплакала Аленка.
– На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.

Б

– Бе-е-е, – барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.

В

Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!

Г

Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

Д

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Е

Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.

Ё

Ёлка в блёстках
Ледяных,
В тёплых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.

Ж

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.

З

Зажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!

И

Иголка и нитка –
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!

Й

– Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. –
Отвечает зайка:
– Не могу, больной.
– Ой-ой-ой, бедный!

К

– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква!
– Ку-ку!
– Ква-ква!
– Ку-ку, ку-ку!

Л

Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.

М

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз.
Умники.

Н

Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!

О

Открыты окна широко,
За окнами – Ока.
А над Окою высоко,
Высoко – облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!

П

Просто прелесть эти пони!
– Папа, пони тоже кони?
Правда?

Р

Ребята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били…
Ребята рады были!

С

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Т

«Ту – сто четырнадцать» в порту,
Как туча с громом на борту,
А наберет он высоту
И точкой станет…
Вот так «Ту»!

У

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: – У-ух!
Филин: – У-ух!
У старушек замер дух –
Жутко!

Ф

Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!

Х

– Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!

Ц

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!

Ч

Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
– Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!

Ш

Шила шубку,
Сшила юбку;
Шила шапку,
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!

Щ

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!

Ъ

Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

Ы

Мы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву «Ы»

Ь

Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка –
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!

Э

Эхо, эхо!
Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
«Э-э-о-о-о-э!»

Ю

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!

Я

Ялик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!

Анализ стиха Е. Благининой «Букварик»

Творчество Елены Александровны Благининой является убедительной демонстрацией большой любви к детям и интереса в внутреннему миру ребенка. Поскольку адресат произведения «Букварик» – дошкольники и дети младшего школьного возраста, то к тексту предъявляются требования занимательности и наглядности одновременно, которые реализованы автором в полном объеме. К каждой букве поэтесса, опираясь на фольклорные формы, придумала иллюстрацию в виде яркого стишка-комментария с ее частотным употреблением.

Композиция стихотворения подчинена задаче закрепления знаний, соотносимых со зрительными образами, которые и создают выразительные средства. Они таковы:

  • цитирование – «Нет чудесней ничего!»;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «букварик», «барашек», «дождик», «дружки», «зайка», «Анюточка», «Юленька», «суточки», «ножки», «каблучок», «реченька», «обезьянка», «хорошохонькие», исключительная частотность которых обусловлена тематикой и назначением произведения;
  • сленговое слово «щен» – усечение помогает вписать его в метрический размер;
  • олицетворения – «луна плывет», «букварик живет»;
  • сравнения – «луна-фонарик», «как (словно) туча с громом на борту», которые облегчают детское восприятие;
  • инверсию – «барашек белый», «наберет он», «замер дух»;
  • риторические восклицания – «Полны у нас горсти!», «Хороша … Наташа!», «Он счастливым рос!», «Вот ведь как!» – концентрирующие внимание малышей;
  • междометия и звукоподражательные слова – «гуль-гуль-гуль», «ой-ой-ой», «ква-ква», «ку-ку», «ах», «чуки-чуки-чуки», «чок», «э-э-о-о-о-э», «ту-ру-ру», богато окрашивающие речь;
  • многочисленные обращения – «галки», «воробьи», «голуби», «зайки», «папа», имеющие призывную функцию и организующие эмоциональную связь маленького читателя с персонажами стихотворения;
  • риторические вопросы – «Запустим звездолет … ?!», «Правда?», вовлекающие малышей в диалог с автором;
  • аллитерацию – «Дождик, дождик, подожди!», «Хороша … Наташа!», «наш Яшка» – как эффектное средство звукописи;
  • перифраз – «кожух», образное название надкрыльев жука;
  • метафору – «клочья от зимы»;
  • эпитеты – «смоляные слезки», «ледяные блестки».

Значение названия – первый в жизни каждого человека учебник как кладовая начальных знаний о родном языке, возвращающий в чудесный мир детства даже взрослых.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах