«Ласточка примчалась…» А. Майков
* * * Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
1858 г.
Сборник «Картины». Раздел «Новогреческие песни».
Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Ласточка примчалась…»
Аполлон Николаевич Майков провел детские годы на деревенском приволье, поэтому глубоко впитал традиционную национальную культуру. Поэтому не удивительно, что в лирике поэта часто встречаются отсылки к русской истории, в ней чувствуется большой интерес к славянофильским идеям и устному народному творчеству. Это ярко иллюстрирует стихотворение «Ласточка примчалась…», написанное Аполлоном Николаевичем в 1858 году.
Стихотворение стилизовано под так называемую календарную песню. Их пели крестьяне в определенное время года с надеждой на доброе житье. Календарные песни порождали заботы о благополучии семьи и практическая жизнь людей, живущих и работающих на земле. Весну встречали особыми песенными закличками, а провозвестниками весны считались птицы. В рамках произведения автор наделяет ласточку свойствами вещуньи, приводя в качестве доказательства ее прямую речь.
Стихотворение констатирует наступление весны и актуально именно в эту пору года. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «примчалась, села, запела», «снег, дождик» – детально описывают действия персонажа и антураж, в котором он находится;
- многосоюзие – «хоть снег, хоть дождик» – уступительный союз вносит в высказывание особую изюминку и подчеркивает твердую убежденность в счастливой перемене;
- контекстуальные синонимы – «злися, хмурься»;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «дождик», таким образом автор создает акцент на оптимизме персонажа, его жизнеутверждающем настрое, который не может сбить даже ненастье;
- метафору – «пахнет весной», передающую особую атмосферу, радостное предчувствие весны;
- олицетворения – « февраль не злися», «март не хмурься» – помогают лаконично и точно описать неверную весеннюю погоду, распутицу;
- обращение – «март» – также является способом очеловечить отвлеченное понятие и одновременно придать речи особую выразительность, убедительность.
Несмотря не сдержанность и меткость выразительных средств, стихотворение отражает не только переменчивость сурового русского климата, но и неунывающий характер целого народа. Оно сопрягает быт и размышления о самых сложных явлениях бытия. В произведении проводится мысль о том, что жизнь продолжается вопреки всему, оно внушает уверенность в завтрашнем дне, учит понимать взаимосвязь явлений и ценить каждое мгновение жизни.