«Листья осенние» Н. Рубцов
Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался, –
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!..
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.
1969 г.
Анализ стихотворения Рубцова «Листья осенние»
Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – «Осенние этюды», «По холодной осенней реке…», «Последняя осень», «Осень! Летит по дорогам…», «По мокрым скверам проходит осень…». К этому своеобразному осеннему циклу относится и произведение «Листья осенние», написанное в 1969 году и включенное в сборник «Сосен шум». В нем картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя, у которого приход осени вызывает не только грусть, но и провоцирует философские размышления. «Золотое увядание» он воспринимает не как обычное местечковое явление, а как процесс, разворачивающийся в масштабах мироздания. Рубцов показывает героя сначала, как всадника, мрачно объезжающего родные угодья и развеселившегося только после беспечного выстрела, сделанного, скорей всего, не в охотничьих целях, а исключительно забавы ради.
Затем он оказывается в доме, где тепло и уютно. Деревенская изба в стихотворении выступает в роли самого безопасного места, центра покоя. Ее образ относится к основным образам поэзии Рубцова и восходит к мифологическим архетипам, русскому фольклорному творчеству. Пребывание в избе дарит умиротворение, столь необходимое в печальную осеннюю пору лирическому герою. Обратите внимание, с какой любовью и нежностью поэт описывает, по-видимому, ничем особо не примечательный деревянный дом, каких много в каждой деревне. В нем сладко спится «на сене под крышей чердачной», царит «ромашковый запах ночлега», горят в печке поленья. Изба – идеальное укрытие, в котором можно спастись от внешнего мира и от того самого увядания, упомянутого в первых строках стихотворения. В ее стенах не страшно одиночество, перестает пугать глухая тишина за окном. Засыпая, герой слышит ропот пробудившихся берез, словно «почуявших гибель живых созданий». Здесь происходит последнее в тексте нагнетание. Завершается произведение провозглашением окончания «сна золотого увядания». Вероятно, имеется в виду прощание с осенью, на смену которой приходит зима.
Автор: Николай Рубцов