«С самолёта» А. Ахматова
1На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое –
Душа моя и тело.2Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела.3И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома – ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома –
Победительница Москва!
14 мая 1944 г., Ташкент – Москва.
Анализ стихотворения Ахматовой «С самолета»
В ахматовской лирике военного периода создается одушевленный образ родной земли. В триптихе «Победа» он обозначен яркой метафорой «пречистое тело», которое осквернено захватчиками. Олицетворение применяется и к отдельным природным образам: «родные» березки протягивают ветви, моля о спасении, а «деды-морозы» дружно включаются в борьбу с врагами. В миниатюре «Освобожденная» представлен иной образ родины – избавленной от «вражьего шага» чужаков, готовящейся к возрождению.
Триптих «С самолета» появился весной 1944 г., когда к воодушевляющему предчувствию победы присоединился еще один повод для радости – возвращение автора из ташкентской эвакуации. Заглавие указывает на особенности позиции лирического «я»: в первой части текста широкая панорама видна из иллюминатора самолета. Соляные месторождения, луговые травы и лесные массивы – каждая из составляющих пейзажа простирается на большие расстояния, складываясь в грандиозную картину. Необъятный характер пространства подчеркнут перечислением с лексической анафорой «сотни», которым открывается произведение. Полотно грандиозного масштаба получает метафору «душа моя и тело»: оно свидетельствует о глубинной связи субъекта речи и образа родного края.
Содержание миниатюрного второго фрагмента посвящено эмоциям героини. Она вспоминает о древнеримской традиции отмечать счастливые дни при помощи белых камней. Такого отношения заслуживает настоящий момент, время долгожданной победы. Со стремительной скоростью авиалайнера ассоциируется полет вдохновленной души, устремившейся навстречу заветной мечте.
В третьей части положение субъекта речи меняется: поездка завершилась, героиня ступила на московскую землю. «Дома» – так она определяет свою позицию. От взрыва радостных эмоций «сладко» кружится голова и замирает сердце. В общую картину ликования гармонично включаются лаконичные детали весенней зарисовки, передающие бодрую и свежую атмосферу майской грозы. Стихотворение завершается торжественным обобщением. Столица родной страны, народ которой преодолел испытания «часа мужества», удостаивается высокого и почетного титула победительницы.
Патриотическая тема в ахматовской трактовке лишена патетики и напыщенности. Оперируя масштабными категориями, поэтесса берет за основу простые и конкретные образы: соль, ковыль, кедровые рощи. Из обыденных прозаических подробностей «вырастает» любовь к родному краю, составляющая основу духовного портрета лирического «я».
Автор: Анна Ахматова