«Старая сказка» Н. Заболоцкий
В этом мире, где наша особа
Выполняет неясную роль,
Мы с тобою состаримся оба,
Как состарился в сказке король.Догорает, светясь терпеливо,
Наша жизнь в заповедном краю,
И встречаем мы здесь молчаливо
Неизбежную участь свою.Но когда серебристые пряди
Над твоим засверкают виском,
Разорву пополам я тетради
И с последним расстанусь стихом.Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод.
1952 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Старая сказка»
Элегические мотивы объединяют произведения Заболоцкого, датированные 1952 г. Прощание «наверху оставленного брата» с ушедшими друзьями, коллегами по творческому ремеслу, песни жизни о далеком крае, где снег заметает одинокую могилу, – лирический герой не скрывает апатию, усталость и тоску. Печальному настроению вторит безотрадный пейзаж стихотворения «Облетают последние маки…» Живая природа затаилась до весны, и осенний день окутан «болезненным мраком».
Тему анализируемого текста, обращенного к супруге, составляет откровенный прогноз, который продиктован жизненной мудростью. Предсказание касается будущего лирического «мы» – старости, «неизбежной участи» немолодой пары.
Зачин декларирует тщетность человеческих попыток проникнуть в тайны мироздания. Их результаты весьма скромны и ограничиваются осознанием «неясной», неопределенной роли людей. Туманным итогам философских измышлений противопоставляется отчетливая перспектива конечности земного существования.
Сравнение лирической пары со стареющим королем актуализирует сказочные мотивы: субъект речи связывает последние годы жизни с пребыванием в «заповедном краю». Пожилая чета проводит остаток дней в молчаливом спокойствии, приняв будущий конец как неизбежность и терпеливо ожидая его. Умиротворенное настроение двух мудрых людей уподобляется горению свечи, и эта ассоциация порождает глагольную метафору «догорает».
Вторая часть текста посвящена обещанию героя-поэта. Он намерен освободиться от важнейшего земного обязательства – бремени творческого труда. Обозначен и момент, служащий сигналом к реализации решительного плана: им послужит визуальный ориентир, «серебристые» седеющие виски верной подруги.
В финальном эпизоде лирическое повествование выводится на символический уровень, поддерживаемый культурно-мифологическими аллюзиями. Успокоенная душа, освободившаяся от будничных тревог, сравнивается с неподвижной водой озера, которое окружает вход в царство мертвых. Этот образ восходит к античной традиции: в топографии подземного мира фигурируют реки, озера и болота. Некоторые из них затрудняют вход в мрачную страну Аида теням усопших.
Развернутая иносказательная конструкция позволяет автору сместить смысловые акценты концовки. Текст завершается живописной пейзажной деталью: багровая листва, символизирующая осень жизни, легко трепещет на ветру.
Автор: Николай Заболоцкий