«Глядел я, стоя над Невой…» Ф. Тютчев
* * * Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное –
Белела в мертвенном покое
Оледенелая река.Я вспомнил, грустно-молчалив,
Как в тех странах, где солнце греет,
Теперь на солнце пламенеет
Роскошный Генуи залив…О Север, Север-Чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?О, если б мимолетный дух,
Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг…
21 ноября 1844 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Глядел я, стоя над Невой…»
Произведение, появившееся в конце осени 1844 г., передает противоречивые чувства автора, остро переживавшего один из поворотных моментов в судьбе – возвращение в Россию спустя более чем двадцатилетнюю жизнь за рубежом. Своеобразным творческим итогом разительных перемен стала антитеза севера и юга, характерная для тютчевского поэтического мира. Первый из полюсов определяют отрицательные характеристики: это пасмурный «край безлюдный», где короткое существование тягостно, безрадостно и безотрадно. Вторая часть оппозиции символизирует «родимый край» души, расцвет счастливой жизни, щедрый праздник молодости, наполненный теплым солнцем.
Указанная антитеза моделируется во второй части анализируемого текста. Ее появлению предшествует зарисовка, изображающая зимний Петербург. На конкретность пейзажа указывают два топонима, открывающие зачин стихотворения. Описание настолько достоверно, что внимательным исследователям тютчевского наследия удалось найти конкретную точку, с которой лирический герой обозревал городской вид, – наплавной мост, уничтоженный пожаром в 1916 г.
Что видит «грустно-молчаливый» наблюдатель? Застывшую реку, чей покой обозначен выразительным эпитетом «мертвенный». Редкие облака, движение которых кажется робким, будто боязливым. Сквозь плотную туманную дымку проглядывает грандиозный силуэт Исаакиевского собора. Его светящийся купол, являющийся единственным ярким пятном, служит оригинальной заменой небесным светилам, которые скрыты холодными тучами.
Морозный и мглистый пейзаж вызывает воспоминания о южных краях, согретых солнцем. Символом щедрого тепла и роскошной природы выступает очередной топоним. Отрадные мысли не могут утешить героя, напротив, они лишь усиливают тоскливое настроение.
В последних катренах образ сурового севера дополняется сказочными мотивами. Он наделяется волшебной силой, способной очаровать случайного созерцателя, сковать его движения, подчинив чужой воле. Семантика фантастического позволяет по-новому взглянуть на очертания петербургского собора, уподобленные загадочному великану.
Многозначная концовка не разрешает внутренний конфликт, зародившийся в душе героя-наблюдателя. Околдованный неподвижным морозным пейзажем северного края, он жаждет оказаться на юге, ощутить его яркое солнце и знойную красоту щедрой природы.