«Вдали огонёк за рекою…» А. Фет
* * * Вдали огонек за рекою,
Вся в блестках струится река,
На лодке весло удалое,
На цепи не видно замка.Никто мне не скажет: «Куда ты
Поехал, куда загадал?»
Шевелись же весло, шевелися!
А берег во мраке пропал.Да что же? Зачем бы не ехать?
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?..
1842 г.
Из цикла «Вечера и ночи».
Анализ стихотворения Фета «Вдали огонек за рекою…»
Произведение 1842 г. открывается перечислением обстоятельств лирической ситуации. Взгляд субъекта речи будто скользит от дальней перспективы к ближнему плану: он замечает яркий огонь на другом берегу реки, блестящую в сумерках воду и лодку, на цепь которой неизвестный владелец забыл надеть замок. Увиденная картина расценивается героем как приглашение в путь. Его цель – загадочный и манящий огонек, разрезающий сгущающиеся сумерки.
Решительный и энергичный путешественник Фета не знает сомнений. Автор оставляет за рамками лирического сюжета размышления и приготовления к речной поездке. В центральном четверостишии герой, умело орудующий веслом, успел отплыть довольно далеко и потерять из виду береговую линию.
Самостоятельный, уверенный и отважный гребец не считает нужным согласовывать свои решения с добровольными советчиками. Он действует в одиночку и не принимает чужих рекомендаций: на эту черту характера указывает начальное двустишие второго катрена, включающее в себя прямую речь воображаемого оппонента лирического «я».
Отдельного внимания заслуживает реалистическая деталь – весло, охарактеризованное фольклорным эпитетом «удалое» в зачине текста. Вещный образ необходим для развития мотива движения: именно к веслу, как к живому существу, обращается лирический субъект с призывом ускорить плавный ход лодки. Показательно, что поэтическая строка с обращением к олицетворенному образу обладает иным ритмическим рисунком. Произведение написано трехстопным амфибрахием, а указанный эпизод – трехстопным анапестом. Смена стихотворного размера служит приемом, заостряющим динамизм лирического повествования.
Внутренний диалог лирического «я», начатый в центральном эпизоде, получает продолжение в концовке. Интересно, что на вопрос о конкретной цели поездки герой отвечает вопросами, в которых декларируется отсутствие весомых доводов отказа от путешествия. В последней из конструкций собраны детали пейзажа, фигурирующие в зачине. Их комплекс придает композиции текста кольцевой характер. В перечислении впервые возникает прямое указание на эмоции субъекта речи – «желанье», страстное душевное устремление. Финал вносит новые оттенки смысла в образ далекого заречного огонька: он приобретает символическое значение, ассоциируясь с заветной мечтой, надеждой на романтическое свидание. Незамысловатая картина вечерней прогулки на лодке приобретает глубокий психологический контекст.