Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Кто?» С. Чёрный

«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал – в ответ все хором нараспев:
«Лев!»

– «Лев? ха-ха… легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры,
Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш –
Мышь!

Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»

1921 г.

Анализ стиха С. Черного «Кто?»

Поэт Саша Черный писал много детских стихов. И спустя столетие читателей поражает яркость их образов, сочетание тонкой иронии и лирики, способность достучаться до ребячьей души. Автор учит малышей думать и оценивать, веселит и заставляет грустить.

Стихотворение «Кто?» входит в цикл «Зверушки». Основные образы произведения – знакомые, много раз виденные животные, помогающие поэту доступно объяснить ребятишкам сложные вещи.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «Ну-ка, дети!», «Лев!», « храбрее всех … мышь!», «Что!», придающие изложению экспрессию и живость;
  • вопросительные предложения – «Кто храбрее всех…?», «Лев?» – подталкивающие ребят к размышлению;
  • эллипсис – «так и знал – (отвечают) в ответ все хором», формирующий оригинальную метрику стиха;
  • сравнение – «ответ … хором» – подчеркивает трогательную совместность действий малышей;
  • междометие «ха-ха…», иллюстрирующее не эмоцию, а скорее авторскую оценку, и полузнаменательную лексику – «ну-ка» – выражающую побуждение;
  • многосоюзие – «ни лев, ни слон» – создает необходимые акценты на конкретных великанах мира фауны, символах мощи, и выделяет ряд животных-силачей в целом;
  • аллитерацию – «… малыш – мышь», «не спеша поел … крошки», совокупность шипящих гласных – средство звукописи, которое словно передает мягкость нежно шерстки мышонка и хруст сухих крошек;
  • обращение – «дети» – выделяет адресата произведения;
  • вопросно-ответную форму изложения, дающую возможность описать дискуссию.

Перебои ритма несут смысловую нагрузку: помогают передать ироничную интонацию, настроение автора, создают особую мелодику стиха и выделяют ключевые слова.

Метафорический смысл названия произведения – поиск идеала: в самом начале стихотворения автор задает высокую планку и создает интригу, побуждая детей поразмыслить. В ходе рассуждения автор, разбирая ожидаемый ответ ребят, подводит их к важному выводу.

Символический подтекст произведения – обманчивость внешнего вида, первичность внутренних качеств и вторичность внешних. Поэт сопоставляет не только размеры животных, но и характерные черты их поведения. Недоступная, быть может, детскому пониманию иносказательность позволяет противопоставить истинность и кажимость. Стихотворение пронизано искренней любовью к детям.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах