«Кто?» С. Чёрный
«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал – в ответ все хором нараспев:
«Лев!»– «Лев? ха-ха… легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры,
Нет, ни лев, ни слон… храбрее всех малыш –
Мышь!Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»
1921 г.
Анализ стиха С. Черного «Кто?»
Поэт Саша Черный писал много детских стихов. И спустя столетие читателей поражает яркость их образов, сочетание тонкой иронии и лирики, способность достучаться до ребячьей души. Автор учит малышей думать и оценивать, веселит и заставляет грустить.
Стихотворение «Кто?» входит в цикл «Зверушки». Основные образы произведения – знакомые, много раз виденные животные, помогающие поэту доступно объяснить ребятишкам сложные вещи.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Ну-ка, дети!», «Лев!», « храбрее всех … мышь!», «Что!», придающие изложению экспрессию и живость;
- вопросительные предложения – «Кто храбрее всех…?», «Лев?» – подталкивающие ребят к размышлению;
- эллипсис – «так и знал – (отвечают) в ответ все хором», формирующий оригинальную метрику стиха;
- сравнение – «ответ … хором» – подчеркивает трогательную совместность действий малышей;
- междометие «ха-ха…», иллюстрирующее не эмоцию, а скорее авторскую оценку, и полузнаменательную лексику – «ну-ка» – выражающую побуждение;
- многосоюзие – «ни лев, ни слон» – создает необходимые акценты на конкретных великанах мира фауны, символах мощи, и выделяет ряд животных-силачей в целом;
- аллитерацию – «… малыш – мышь», «не спеша поел … крошки», совокупность шипящих гласных – средство звукописи, которое словно передает мягкость нежно шерстки мышонка и хруст сухих крошек;
- обращение – «дети» – выделяет адресата произведения;
- вопросно-ответную форму изложения, дающую возможность описать дискуссию.
Перебои ритма несут смысловую нагрузку: помогают передать ироничную интонацию, настроение автора, создают особую мелодику стиха и выделяют ключевые слова.
Метафорический смысл названия произведения – поиск идеала: в самом начале стихотворения автор задает высокую планку и создает интригу, побуждая детей поразмыслить. В ходе рассуждения автор, разбирая ожидаемый ответ ребят, подводит их к важному выводу.
Символический подтекст произведения – обманчивость внешнего вида, первичность внутренних качеств и вторичность внешних. Поэт сопоставляет не только размеры животных, но и характерные черты их поведения. Недоступная, быть может, детскому пониманию иносказательность позволяет противопоставить истинность и кажимость. Стихотворение пронизано искренней любовью к детям.
Автор: Саша Чёрный